На рис. 7.3, имитирующем описанный эффект, показана геометрически неопределенная фигура, которая может быть интерпретирована двояко. Первое возможное геометрическое толкование фигуры таково: затемненная область смотрится как тень, а весь объект выглядит цельно-желтым. Второе возможное толкование: темная область не может быть тенью и интерпретируется как фрагмент объекта, «покрашенный» в другой цвет. Поворот рисунка вверх тормашками иногда усиливает впечатление. Данный эффект подобен эффекту прозрачности, показанному на рис. 6.14.

Еще один авторский пример: в темной комнате, освещенной рыжим неакти-ничным светом, проявлялись черно-белые фотографии, за которыми наблюдала маленькая девочка. Разумеется, отпечатки были полностью ахроматичными, но освещение имело единственный, весьма выраженный, цвет. Однако малышка настаивала на том, что узнает цвета знакомых объектов, медленно проявляющихся на фотобумаге. И только когда папа вынес фотографии на обычный свет, ребенок поверил, что «узнанных» цветов на фотографиях нет. Итак, перед нами еще один пример того, когда знание объекта рождает цветовое ощущение.

Данный феномен полностью совместим с когнитивной моделью цветового распознавания, предложенной Давыдофф (1991). Также в контексте зрительских интерпретаций интересный разговор о субъективной яркости снега предлагают Коэндеринг и Ричардс (1992).

Прочие подобные эффекты, а также систематическое описание зрительских интерпретаций, эти эффекты вызывающих, подробно описаны в пятой главе «Науки о цвете», текст которой принадлежит OSA (1963).

Неопределенная фигура, иллюстрирующая концепцию когнитивного обесцвечивания осветителя. В одной пространственной интерпретации серая область смотрится как тень, в другой - воспринимается как закрашенный фрагмент фигуры.

Рис. 7.3 Неопределенная фигура, иллюстрирующая концепцию когнитивного обесцвечивания осветителя. В одной пространственной интерпретации серая область смотрится как тень, в другой - воспринимается как закрашенный фрагмент фигуры.

OSA выделяет пять зрительских интерпретаций (суть которых будет раскрыта ниже):

1. «Осветитель».

2. «Освещение».

3. «Поверхность».

4. «Объем».

5. «Пленка».

Таблица 7.2 сводит воедино атрибуты цветового восприятия (см. также главу 4), имеющие большее сродство тому или иному варианту интерпретации. Наряду с обычными атрибутами цветового восприятия, теоретически могут быть учтены дополнительные: длина, размер, форма, позиция, текстура, глянец, прозрачность, подвижность, устойчивость и четкость (согласно определению OSA, 1963).

Зрительские интерпретации описаны в плане ментального толкования цветового восприятия, что удивительным образом сходно с типологией «объектов» компьютерной графики, ориентированных на их реалистичную визуализацию (Фолей, 1990; также см. гл. 16).

Данное сходство указывает на фундаментальную, неразрывную связь между восприятием и когнитивной интерпретацией стимулов.

Интерпретация «Осветитель» Зрительская интерпретация «Осветитель» определена как цветовое ощущение, когнитивно относимое к источнику света. Возможно, данное цветовое ощущение формируется под воздействием самых ярких стимулов, находящихся в поле зрения. Таким образом, объекты, которые много светлее окружения, могут поднять восприятие на «осветительный» уровень.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒