Темновая адаптация

Темновая адаптация подобна световой, за исключением того, что процесс идет в обратном направлении, то есть:

^ Темновая адаптация - это процесс повышения чувствительности зрения по мере снижения уровня фотометрической яркости.

Несмотря на то, что феномены световой и темновой адаптаций сходны между собой, - это все-таки два самостоятельных явления, обусловленные разными механизмами и выполняющие разную зрительную работу (например, световая адаптация наступает значительно быстрее, нежели темновая).

Каждый может испытать темновую адаптацию, войдя с залитой солнцем улицы в полумрак кинотеатра: в первый момент помещение кажется совершенно темным, и многие просто останавливаются на пороге, потому что ничего не видят. Однако по прошествии короткого периода времени предметы в помещении (кресла, зрители) начинают выступать из темноты. Спустя еще несколько минут они станут уже хорошо различимыми, и не составит большого труда распознать фигуры знакомых, найти нужное кресло и т.п., поскольку механизмы темновой адаптации постепенно увеличивают общую чувствительность зрительной системы.

О световой и темновой адаптациях можно говорить как об аналогии автоматическому контролю экспозиции в фотоаппаратах.

Хроматическая адаптация

Процессы световой и темновой адаптаций радикально влияют на цветовое восприятие стимулов и поэтому учитываются многими моделями цветового восприятия. Однако третий вид адаптации зрения - хроматическая адаптация - самый важный, и его обязательно должны учитывать все модели.

^ Хроматическая адаптация - это процесс в значительной мере независимой регулировки чувствительности механизмов цветового зрения.

Более того, часто звучит мнение, что хроматическая адаптация основана только на независимом изменении чувствительности трех типов колбочковых фоторецепторов (в то время как световая и темновая адаптации - это результат общего изменения чувствительности всего рецепторного аппарата). Однако важно помнить, что существуют иные механизмы цветового зрения (действующие, к примеру, на оппонентном уровне и даже на уровне распознавания объектов), способные к изменению чувствительности, которые также можно отнести к механизмам хроматической адаптации.

В качестве примера хроматической адаптации возьмем лист белой бумаги, освещенной дневным светом. Если этот лист перенести в помещение, освещенное лампами накаливания, он по-прежнему будет восприниматься белым, несмотря на то, что энергия, отраженная от листа, сменилась с преимущественно «синей», на преимущественно «желтую» (это то самое изменение, к которому не может приспособиться цветная обращаемая фотопленка, о чем мы говорили во введении к данной главе).

Рис. 8.1 иллюстрирует данную ситуацию: на рис. 8.1 (а) показана типичная сцена при дневном освещении; на рис. 8.1 (b) - та же сцена, освещенная лампа-

сцена, освещенная дневным светом; (b) - та же сцена, освещенная светом ламп накаливания и воспринятая некоей зрительной системой, не способной к хроматической адаптации; (с) - та же сцена, освещенная светом ламп накаливания и воспринятая некоей зрительной системой при типичной хроматической адаптации по фон Кризу (подобно зрительной системе человека).

Рис. 8.1 (a) - сцена, освещенная дневным светом; (b) - та же сцена, освещенная светом ламп накаливания и воспринятая некоей зрительной системой, не способной к хроматической адаптации; (с) - та же сцена, освещенная светом ламп накаливания и воспринятая некоей зрительной системой при типичной хроматической адаптации по фон Кризу (подобно зрительной системе человека).


⇐ вернуться назад | | далее ⇒