В сказанном можно убедиться, если посмотреть на лист белой бумаги под светом лампы накаливания и сравнить возникшее ощущение с ощущением от равномерного белого поля на экране CRT- (или LCD-) дисплея, настроенного на точно такие же цветность и яркость и находящегося в темной комнате. Бумага будет восприниматься белой или слегка желтоватой. Экран будет восприниматься желтым с относительно высокой насыщенностью. Если, к примеру, осветить бумагу светом самого дисплея, то бумага опять будет восприниматься белой, а экран будет оставаться желтым!

Модели цветового восприятия, такие, как RLAB, модель Ханта, CIECAM02 включают в себя механизмы, в той или иной степени учитывающие эффект когнитивного обесцвечивания осветителя.

Временной аспект адаптации

Наряду со всем сказанным выше о хроматической адаптации очень важным является ее временной аспект, который в контексте оценки цветового восприятия подробно исследован Фершильдом и Ленни (1992), а также Фершильдом и Ренифф (1995). Результаты исследования показали, что через 60 секунд после смены цветности адаптирующего освещения (при его постоянной интенсивности) сенсорные механизмы хроматической адаптации реализуются на 90%. Полагают, что при экспертной оценке цвета общее правило таково: к оценке следует приступать только по истечении шестидесяти секунд, поскольку это минимальный отрезок времени, необходимый для адаптации к данным условиям просмотра. Адаптация проходит чуть медленнее, когда вместе с цветностью источника меняется и его яркость (Хант, 1950).

Когнитивные механизмы адаптации основаны на нашем знании конфигурации стимула и последующей интерпретации этого знания. Таким образом, можно утверждать, что когнитивные механизмы адаптации срабатывают мгновенно - как только мы получаем нужные данные. Однако в некоторых эксклюзивных просмотровых ситуациях время, необходимое для интерпретации сцены, может быть очень большим, а иногда - бесконечным.

8.4 СОГЛАСОВАННЫЕ ЦВЕТОВЫЕ СТИМУЛЫ

Наиболее доступными визуальными данными о хроматической адаптации являются данные о т.н. согласованных цветовых стимулах.

^ Согласованные цветовые стимулы - это два стимула, предъявляемые в разных условиях просмотра, но соответствующие друг другу по ощущению.

К примеру, стимул, описанный трехстимульными значениями X1Y1Z1, предъявленный в одних условиях просмотра, может восприниматься точно так же, как второй стимул, описанный значениями X2Y2Z2 и предъявленный в других условиях просмотра. X1Y1Z1 и X2Y2Z2 в совокупности с соответствующими спецификациями условий просмотра несут информацию о паре согласованных цветовых стимулов. Важно отметить, что значения X1Y1Z1 и X2Y2Z2 крайне редко бывают идентичными.

Данные о согласованных цветовых стимулах можно получить с помощью множества экспериментальных методов. Некоторые из них мы кратко опишем ниже.

Асимметричное соответствие

Поскольку для получения пакета данных о согласованных цветовых стимулах требуется визуальное соответствие в разных условиях просмотра, то такие визуальные эксперименты часто называют экспериментами по асимметричному соответствию.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒