10.4 ПОЧЕМУ НЕ ТОЛЬКО CIELAB?

Неизбежно возникают вопросы: если на протяжении более чем двадцати лет повсеместно используется CIELAB (ставшее de facto международным стандартом), способное к прогнозированию цветового восприятия, то почему нам все-таки нужны иные модели? Если CIELAB успешно выполняет миссию модели цветового восприятия в большинстве популярных отраслей науки и промышленности (что будет показано в 15-й главе), то зачем нам что-то еще?

Большая часть ответа на поставленные вопросы - это ограничения CIELAB, обсуждавшиеся ранее: модифицированный фонкризовский расчет смены адаптации, интегрированный в формулы CIELAB, гораздо менее точен, нежели те преобразования, что по сути своей ближе к физиологии зрения; ошибки CIELAB в прогнозе цветового тона заставляют нас работать над дальнейшем развитием моделей цветового восприятия.

Существует ряд аспектов цветового восприятия, в которых CIELAB вообще бессильно:

- CIELAB совершенно независимо от абсолютного уровня яркости, то есть неспособно прогнозировать яркостно-зависимые феномены, такие, как эффекты Ханта и Стивенса;

- CIELAB независимо от фона и окружения, следовательно, не может быть использовано для прогнозирования симультанного контраста или эффекта Бартлесона - Бренемана (изменение контраста изображения при изменении относительной яркости окружения);

- CIELAB не имеет механизма моделирования когнитивных эффектов, таких, как когнитивное обесцвечивание осветителя (учет которого важен при репродуцировании изображений на разных носителях);

- и наконец, CIELAB не дает коррелятов с абсолютными атрибутами восприятия, такими, как субъективная яркость и полнота цвета.

Вспомним Примечание 6 к CIE-публикации 15.2 (CIE, 1986), касающееся CIELAB- и CIELUV-пространств: «Целевое назначение данных пространств - это выявление отличий между цветами объектов, имеющих сходную форму и размер, рассматриваемых при одном и том же белом свете на средне-сером фоне и при условии фотопической адаптации наблюдателя к полю зрения, цветность которого не отличается от усредненной цветности дневного света».

Длинный список ограничений CIELAB указывает на то, что модели цветового восприятия - это реальная возможность всерьез улучшить существующее положение дел. Намного более развитые модели будут описаны в следующих главах нашей книги, но о простой CIELAB-модели мы должны помнить как об эталоне, с помощью которого всегда можно ответить на вопрос: является ли та или иная «навороченная» модель действительно усовершенствованной?

Предикторы некоторых согласованных цветовых стимулов, полученные с помощью CIELUV-модели. Полые треугольнички представляют визуальные данные; сплошные треугольнички - предикторы модели.

Рис. 10.8 Предикторы некоторых согласованных цветовых стимулов, полученные с помощью CIELUV-модели. Полые треугольнички представляют визуальные данные; сплошные треугольнички - предикторы модели.

10.5 ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ С CIELUV?

Поскольку CIELAB можно толковать как модель цветового восприятия, возникает вопрос: что же представляет собой цветовое пространство CIELUV, также рекомендованное CIE в 1976 г.? CIELUV обладает многими свойствами CIELAB (к примеру, стимул и цветность источника на входе - предикторы светлоты, насыщенности и цветового тона на выходе), благодаря чему могло бы заслуживать не меньшего внимания. Однако CIELUV включает в себя иную форму расчета смены хроматической адаптации, нежели CIELAB: LUV использует т.н. субтрактивный сдвиг координат цветности (u' - u'n, и' - o'n), а не нормировку трехстимульных значений (X/Xn, Y/Yn, Z/Zn). Расчет смены хроматической адаптации, интегрированный в CIELUV, лежит еще дальше от физиологической реальности, чем псевдофонкризовский, заложенный в CIELAB.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒