Для того чтобы иметь возможность регулярно знакомиться с текущим положением дел в нашей области, а также периодически обновлять библиографию по вопросам моделирования цветового восприятия и восприятия изображений, рекомендуем обращаться на сайты: www.cis.rit.edu/fairchild/CAM.html

и www.cis.rit.edu/mcsl/iCAM.

20.1 ОТ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ К ВОСПРИЯТИЮ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Опыт измерения сложных стимулов помогает нам определить контексты формулировки и применения моделей восприятия изображений - моделей, включающих в себя элементы естественной эволюции цветового зрения, а также элементы моделей пространственного и временного восприятия зрительных сти мулов (рассматриваемых как единое целое, а не как отдельные области исследования).

Современные системы визуализации долгое время никак не оценивались с научных позиций, или, если и оценивались, то в контексте методов, отработанных для описания свойств самих систем, к примеру: денситометры были разработаны для измерения количества красителя (или серебра) в слоях фотоматериала или толщины красочного слоя на поверхности; в электронных системах, например телевизионных, для колориметрической оценки качества системы визуализации измеряется вольтаж сигналов и т.п. (Хант, 1995).

У визуальных измерений, выполняемых с целью оценки качества изображений, воспроизведенных той или иной системой, долгая и славная история (блестяще изложенная в работе Шэйда [1956]), однако, коль скоро сегодня системы визуализации сложны и открыты, потребность в аппаратно-независимой оценке изображений самоочевидна.

Колориметрия изображений

Электронные системы визуализации, разработанные специально для цветного телевидения - это одна из первых сфер аппаратно-независимой оценки изображений. Райт (1981) указывает на то, что цветное телевидение не могло быть изобретено без колориметрии: в основу создания и стандартизации телевизионных систем (включая новейшие цифровые) была положена классическая колориметрическая система CIE.

С появлением цифровых систем визуализации CIE-колориметрия стала применяться еще шире, в частности для создания изображений, предназначенных к тиражированию разными способами (и получения цветопроб этих изображений), а использование CIE-колориметрии в аппаратно-независимом описании изображений дает надежду на решение некоторых новейших проблем цветовоспроизведения, реализуемого открытыми цифровыми системами. Напомним, что гибкость, присущая цифровым системам, дает практическую возможность расчета колориметрических данных изображения, независимо от технологических отличий между устройствами и носителями.

Научные изыскания в сфере калибровки и характеризации цветовоспроизводящих устройств начинаются с фундаментальных цветовых измерений и заканчиваются спецификацией различных аппаратов: CRT-, LCD- и проекционных мониторов, сканеров, цифровых камер, а также различных пленочных и печатных носителей (некоторые концепции и результаты таких исследований подытожены Бернсом [1997]). Исследования такого рода - это экспериментальный базис науки о цветовом восприятии и восприятии изображений, дающий возможность глубже понять фундаментальные проблемы аппаратнонезависимого цветовоспроизведения, а именно:


⇐ вернуться назад | | далее ⇒