Хроматическую адаптацию можно наблюдать при рассматривании белого объекта при разных вариантах освещения (например, листа бумаги при дневном освещении, флуоресцентном или при свете ламп накаливания). Дневной свет содержит относительно большее количество коротковолновой энергии, чем свет флуоресцентный, а свет ламп накаливания относительно большее количество длинноволновой энергии, чем свет флуоресцентных ламп, - однако в целом бумага воспринимается белой под всеми этими источниками. Так происходит потому, что S-колбочковая система становится относительно менее чувствительной под дневным светом, дабы компенсировать дополнительную коротковолновую энергию, а L-колбочковая система становится относительно менее чувствительной при свете ламп накаливания, дабы компенсировать дополнительную длинноволновую энергию. О хроматической адаптации можно говорить как об аналогии с автоматическим балансом белого в видеокамерах.

Рис. 1.17 демонстрирует хроматическую адаптацию: половины поля зрения на иллюстрации организованы так, что задают уровни хроматической адаптации, несовместимые между собой.

Учитывая фундаментальную важность хроматической адаптации в моделировании цветового восприятия, она подробнее будет описана в главе 8.

Механизмы зрения, влияющие на цветовое восприятие

Существует ряд важных когнитивных механизмов зрения, влияющих на цветовое восприятие: цветовая память, цветовая константность, распознавание объектов и т.н. когнитивное обесцвечивание осветителя (discounting the color of an illuminant). Детально они описаны в главах 6-8.

Цветовая память относится к феномену, суть которого в том, что распознаваемые объекты имеют некий прототип цвета, связанного с этими объектами, к примеру: большинство людей помнят типичный цвет зеленой травы и в экспериментальных условиях могут воссоздать стимул этого цвета, если таковое потребуется. Любопытно, что цветовая память зачастую искажена в отношении конкретных объектов: все та же зеленая трава и синее небо, как правило, помнятся более насыщенными, нежели их фактические стимулы.

Цветовая константность относится к повседневному восприятию, при котором цвета объектов остаются неизменными даже при существенных изменениях в цвете освещения и уровне яркости. Цветовая константность обеспечивается механизмами хроматической адаптации и памятными цветами, но при тщательном наблюдении можно показать, что она очень слаба.

Распознавание объектов - это общая реакция на пространственные, временные и светлотно-темновые свойства объектов, но не на их хроматические свойства (Давыдов, 1991).

Когнитивное обесцвечивание осветителя относится к способности наблюдателя автоматически интерпретировать условия освещения и воспринимать цвета объектов после ментальной нивелировки цвета источника освещения.

Таким образом, как только объекты оказываются распознанными, механизмы цветовой памяти и когнитивного обесцвечивания осветителя могут присвоить им соответствующий цвет. Эти механизмы имеют радикальное влияние на цветовое восприятие и становятся критически важными, когда выполняется цветовое сравнение на разных носителях.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒