Как уже было сказано, разные виды исследования человеческого зрительного восприятия не могут проводиться изолированно, поскольку пространственные и временные CSF взаимодействуют друг с другом. Пространственная CSF, измеренная при различных временных частотах, окажется чрезвычайно изменчивой, и то же справедливо в отношении временной CSF, измеренной при различных пространственных частотах. Эти функции также зависят от иных вариативных факторов, таких, как уровень яркости, размер стимула, ретинальный локус. Подробности по данным взаимодействиям см. у Келли (1994).

Временные контрастно-сенситивные функции яркостного и хроматического контрастов.

Рис. 1.20 Временные контрастно-сенситивные функции яркостного и хроматического контрастов.

Эффект наклона

Интересным феноменом пространственного зрения является т.н. эффект наклона, который состоит в том, что при восприятии решеток, ориентированных под углом 0° и 90° (относительно линии, соединяющей глаза), острота зрения выше, чем при восприятии решеток, ориентированных под углом 45°. Данный феномен наблюдают при создании наклонных полутоновых растров, которые устанавливают так, чтобы наиболее заметные элементы были наклонены под углом 45°. Этот эффект можно проследить, если взять черно-белое полутоновое газетное изображение и менять дистанцию просмотра до тех пор, пока растровые точки не станут едва заметными. Если изображение зафиксировать на этом расстоянии, а затем повернуть на 45°, растровые точки станут четко различимыми (поскольку окажутся сориентированными под углом 0° или 90°).

CSF и движения глаза

Пространственные и временные CSF тесно связаны с движением глаз: статический пространственный образец становится динамическим, когда взгляд наблюдателя начинает скользить по стимулу. Отметим, что и пространственная, и временная яркостные CSF стремятся к нулю, когда к нулю стремится соответствующая частота, и из этого следует, что полностью статичный стимул невидим. В самом деле, если зафиксировать изображение на сетчатке с помощью специальной видеосистемы, закрепленной на глазном яблоке, то восприятие стимула исчезает через несколько секунд (Келли, 1994). Иногда это явление можно наблюдать, тщательно зафиксировав взгляд на каком-либо предмете, - через несколько секунд периферийные объекты начинают исчезать (центральный объект при этом не исчезает, поскольку колебания даже сознательно удерживаемого глаза все же больше, чем пространственная частота центральной ямки сетчатки). Чтобы избежать этого неприятного эффекта, наши глаза постоянно двигаются, то есть выраженные движения глаз необходимы для того, чтобы видеть различные области в поле зрения при высоком пространственном разрешении центральной ямки. Наряду с этим существуют мелкие глазные движения (т.н. тремор глаз. - Прим. пер.), обеспечивающие комфортное зрительное восприятие окружающего мира. Сказанное выше объясняет то, почему тени от ретинальных клеток и кровеносные сосуды обычно невидимы - они двигаются не по сетчатке, а вместе с сетчаткой.

Глазные движения через суммарную экспозицию разных областей сетчатки оказывают существенное влияние на адаптацию и восприятие и необходимы для сохранения визуального контраста. Новейшие технические достижения позволили провести психофизические исследования данного эффекта (к примеру, Бабкок и др. 2003).


⇐ вернуться назад | | далее ⇒