и полнота цвета объектов изображения, нежели их светлота и насыщенность, и если вдруг снизится яркость лампы эпидиаскопа, светлота и насыщенность элементов изображения останутся в целом неизменными, но качество воспринимаемого изображения соответственно понизится.

ЦВЕТОВЫЕ КООРДИНАТНЫЕ СИСТЕМЫ

Коль скоро цвет зиждется на восприятии, то методом непосредственного измерения цвета является метод психофизический, построенный на использовании равномерных перцепционных шкал, о которых шел разговор в четвертой главе. Благодаря психофизическим экспериментам появилась возможность описывать стимулы на основе данных базовой колориметрии, преобразуя последние в атрибуты цветового восприятия.

Совокупность измеренных и описанных стимулов формирует цветовую координатную систему, которая позволяет давать однозначную спецификацию цветовому восприятию, но при этом не стоит ожидать, что описание цветов, данное в рамках той или иной координатной системы, будет распространяться на все возможные условия просмотра или что оно будет иметь прямую математическую связь с физическими измерениями. Таким образом, цветовые координатные системы обеспечивают нас методиками и данными, необходимыми для спецификации цветового восприятия, но при этом не предлагают математической структуры, позволяющей интерпретировать эти данные в нестандартных условиях просмотра, - поэтому, несмотря на очень важную роль цветовых координатных систем в создании и испытании моделей цветового восприятия, цветовые координатные системы не могут заменить собой сами эти модели.

В данной главе мы даем обзор тех координатных систем, что особенно важны в деле моделирования цветового восприятия и аппаратно-независимого цветовоспроизведения. Значимость цветовых координатных систем и их роль будут подробно обсуждаться как в текущей, так и в последующих главах.

Дополнительные сведения о цветовых координатных системах можно найти в статье Бернса по колориметрии (Бернс, 2000), статье Ханта о цветовых измерениях (Хант, 1991, 1998), фундаментальной книге Вышецкого и Стайлса «Наука о цвете» (Вышецкий, Стайлс, 1982), обзорной статье Вышецкого о цветовом восприятии (Вышецкий, 1986), обзоре систем цветового восприятия, выполненном Дерефельд (Дерефельд, 1991), и историческом обзоре цветовых пространств, сделанном Кюхни (Кюхни, 2003).

5.1 КРАТКИЙ ОБЗОР И ТРЕБОВАНИЯ

Существует множество определений цветовых координатных систем, и, вероятно, имеет смысл принять некую комбинацию этих определений. Вышецкий (1986) отмечает, что цветовые координатные системы делятся на три больших группы:

- системы, основанные на принципах аддитивного смешения цветовых стимулов (классический пример - система Оствальда);

- системы, основанные на принципах смешения колорантов (колориметр Ловибонда - пример цветовой координатной системы, основанной на субтрактивной смеси колорантов);

- системы, основанные на принципах цветового восприятия.

Дерефельд (1991) отмечает, что системы, описывающие цветовое восприятие, - это единственный тип систем, пригодный к широкому употреблению, и настаивает на том, что системы цветового восприятия зиждутся на координатах (или шкалах) цветовых ощущений и что шкалы эти согласованы с равными (или равномерно изменяющимися) визуальными интервалами.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒