намертво «вшиваются» в них. Точнее говоря, в поверхности лежат не только контрольные вершины, но и сама кривая целиком. (Чтобы снова сделать поверхность «неживой», то есть обычной, надо еще раз выполнить Modify=>Make Not Live).

Если выбрать полученную кривую, а затем взять Move Tool, то выяснится, что у таких кривых «не хватает одной оси».

Кроме того, эти кривые не появляются в Outliner, что само по себе вызывающе.

Дело в том, что, как я уже говорил, это особый тип кривых. Для этих кривых трехмерное пространство схлопнулось до размеров поверхности, на которой они находятся. Их контрольные точки также лежат на поверхности и имеют всего две степени свободы - их можно перемещать лишь в двух направлениях, вдоль поверхности. Как нетрудно догадаться, это направления U и V, определенные для каждой NURBS-поверхности. Такие кривые лучше называть «кривые в поверхности», чтобы подчеркнуть их «вшитость» в поверхность. По причине такой «вшитости» эти кривые можно увидеть в Outliner, только если включить отображение shape-нод (Display=>Shapes). Это подчеркивает их принадлежность форме поверхности, а не трехмерному пространству.

«Кривые на поверхности» можно использовать как обычные кривые во всех операциях моделирования типа Loft или Bevel. Однако их «принадлежность» к поверхности позволяет использовать их в операциях, учитывающих кривизну поверхности, на которой они лежат, например Freeform Fillet. Это делает «кривые на поверхности» просто незаменимыми для построения гладких сопряжений между объектами.

Расширение сознания и понимания природы кривых на поверхности Проделайте небольшое упражнение, позволяющее лучше понять природу кривых на поверхности, а также ответить на вопрос, почему в MAYA нет примитива «спираль».

Создайте в новой сцене NURBS-цилиндр.

Растяните его по вертикали и сделайте его «живым»: Modify=>Make Live.

Сейчас мы нарисуем на цилиндре, нет, не кривую, а прямую линию.

Откройте Option Box инструмента CV Curve Tool и выберите там Curve Degree=1 Linear (то есть первую степень для рисования ломаных линий).

Затем поставьте всего две точки на цилиндре (этого достаточно, чтобы создать отрезок кривой первой степени). Одну внизу, другую вверху. Нажмите Enter.

А теперь попытайтесь осознать, что же вы натворили. На поверхности третьего порядка, вы нарисовали отрезок прямой линии! Причем MAYA даже не выругалась по ходу дела. Если осознать содеянное не удается, проделайте (можно мысленно) такой эксперимент.

Возьмите чистый лист бумаги. По краям нарисуйте две точки на разной высоте. Соедините их прямой линией. А теперь сверните лист в трубочку, так чтобы края соприкоснулись. Как выглядит прямая линия? Правильно, как кусок спирали.

Точно так же, построенная кривая является отрезком прямой на поверхности цилиндра. Но поскольку цилиндр суть свернутая в трубку плоскость, мы видим кусок спирали. Кривая целиком лежит в поверхности цилиндра и соединяет кратчайшим путем две точки на цилиндре (в математике для взрослых такие кривые называются геодезическими).

Выберите верхнюю контрольную точку кривой. Подвигайте ее за манипулятор в горизонтальном направлении, вдоль края цилиндра. Если изловчиться, то можно «намотать» конец кривой на цилиндр в несколько оборотов.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒