Когда устанете мотать, загляните в Channel Box, и там вы обнаружите строчку CVs (Click to

show).

Щелкните по ней - увидите координаты выбранной контрольной вершины. Только координаты не в пространстве, а на плоскости цилиндра, типа широты и долготы. Также можно заметить, что координата Z равна нулю. Пытливые умы быстро сообразят, что X и Y соответствуют координатам U и V.

Вбейте для Y довольно большое значение, например, 64. Спираль намотается на цилиндр около восьми раз. Поэкспериментируйте со значением X и положением нижней точки.

Вдумайтесь еще раз: всего две точки определяют спираль, притом с произвольным количеством витков. Вспоминайте про лист бумаги (если будет совсем туго).

Недовольное примечание. То, что MAYA рисует построенную кривую в виде ломаной угловатой линии - это глюк последней версии программы, чья-то недоработка, чистая профанация или неуклюжее желание напомнить пользователю, что кривая имеет первую степень. На самом деле, такая кривая абсолютно точно лежит «в поверхности» и никоим образом не оттопыривается в виде ломаных уголков. (Ведь при сворачивании листа бумаги нарисованная линия не топорщится!) В версии MAY А 1.0, помнится, такого безобразия не было.

Чтобы завершить свой «психоделический эксперимент», выберите кривую на поверхности целиком и превратите ее в обычную трехмерную кривую с помощью операции Edit Curves=>Duplicate Surface Curves.

Возникнет новая обычная кривая третьей степени, которую можно оттащить в сторону и

убедиться, что Construction History полностью сохраняется в ходе выполненной операции. Изменяя форму цилиндра, вы будете изменять форму спирали.

Дальше я изложу еще немного теории, предназначенной для взрослых мальчиков и связанной с понятием «жесткости» точек (Multiplicity), их весами (CV weights) и определением граничных условий. В принципе изложенных сведений про кривые достаточно, чтобы начать с ними работать, особенно если ваши задачи лежат только в области создания органических форм. Однако если вы намерены строить изощренные сплайновые модели или собираетесь заняться полупромышленным дизайном, деваться некуда - вы просто обречены на углубленное изучение свойств сплайновых объектов.

Небольшой раздел для взрослых. Multiplicity. Концевые условия (End Conditions)

MAYA позволяет притягивать кривую к контрольным точкам с помощью операции Edit Curves=>CV Harden. (Не надо путать эту операцию с изменением весов контрольных точек, она оперирует таким понятием как CV Multiplicity.)

Эта операция работает адекватно, только если включить опцию Keep Originals. В этом случае создается нода типа hardenPoint, у которой можно вручную задавать значение параметра multiplicity. В противном случае значение multiplicity всегда устанавливается равным степени кривой, то есть трём в нашем случае. Эта команда также работает только в том случае, если справа и слева от выбранной контрольной точки находятся по две точки со значением multiplicity равным единице. Иначе говоря, эта операция не работает на концах кривой.

Терминологический комментарий. Multiplicity можно перевести как «множественность» или, если уж совсем по-умному, «мультипликативность». Этот термин указывает, сколько реально точек скрываются под одной видимой


⇐ вернуться назад | | далее ⇒