Историю интеллектуальной сети принято отсчитывать с конца 70-х годов, когда компания Bell System проводила работы по усовершенствованию услуги, называемой 800 INWATS, в отечественной технической литературе именуемой как «Услуга 800». Эта услуга в основном была предназначена для начисления оплаты за междугородные соединения вызываемому абоненту и нашла широкое распространение в сфере обслуживания и торговли. Согласившись на оплату входящих междугородных вызовов торговые фирмы и предприятия сферы обслуживания в конечном счете расширили сбыт своей продукции. Аналогичные услуги были реализованы во многих странах под названием Green Number, услуга «130» и т. п.

Термин «Интеллектуальная сеть» впервые введен в 1984 году специалистами американской лаборатории Bell Communication Research Corp. (BellCore), предложившими концепцию Intelligent Network/1 (IN/1). Она предусматривала создание централизованной БД, доступ к которой осуществлялся посредством сети общих каналов сигнализации. Необходимость расширения спектра услуг поддерживаемых IN/1, и распределения БД обусловили разработку в 1986 году концепции IN/2. Однако серьезные трудности, связанные с существенным усложнением аппаратно-программных средств коммутационных станций и распределенных БД, заставили разработчиков отказаться от самой идеи IN/2. Выход из создавшегося положения был найден в модернизации IN/1. В результате была сформирована временная концепция IN/1+ для перехода к IN/2.

В 1991 году лабораторией BellCore была разработана концепция усовершенствованной интеллектуальной сети (Advanced Intelligent Network - AIN). Отличительная особенность AIN по сравнению с предшествующими версиями концепции IN состоит в том, чтобы стандартным образом объединить службы, коммутаторы и интеллектуальное оборудование различных производителей. Однако соглашение между различными производителями оборудования ИС для обеспечения полной широты этой спецификации до сих пор отсутствует, что затрудняет практическую реализацию данной концепции.

Работа по стандартизации концепции ИС в рамках ITU-T (International Telecommunication Union - Telecommunication standardization sector) и ETSI (European Telecommunication Standard Institute) была разделена на несколько направлений. Эти направления реализуются в виде концепций Набор возможностей 1 (Capability Set 1 - CS1), Набор возможностей 2 (CS2), Набор возможностей 3 (CS3) и так далее. Термин «набор возможностей» относится к набору услуг и особенностей услуг, которые могут быть построены с использованием так называемых независимых от услуг конструктивных блоков (Service Independed building Block - SIB), содержащихся в каждой концепции. Имеются, однако, различия между набором возможностей ITU-Т и ETSI. Например, для набора CS1 ITU-T определил 13 блоков SIB плюс SIB для основного процесса вызова (basic call process - ВСР). ETSI определил те же самые блоки SIB плюс еще семь для создания набора ETSI CS1.

В целом стандарты ITU-T/ETSI во многом похожи на стандарт AIN 1 BellCore.

Так, если это - несколько прошлая история концепции ИС, то что же является ее будущим?

Одно из возможных направлений развития ИС планируется в проекте TINA (Telecommunication Information Networking Architecture), реализуемого с 1993 года в рамках Консорциума TINA (TINA-C) [75]. TINA - это новая архитектура телекоммуникационной информационной сети, основанная на объектно-ориентированном подходе к распределенной обработке информации и новейших технологиях предоставления услуг связи в ИС и сетях управления TMN (Telecommunication Management Network). В рамках концепции TINA интеллектуальная сеть развивается для поддержки архитектуры клиент/сервер со сложными услугами, предлагаемыми поставщиками сети конечным пользователям и многочисленным третьим лицам. Фактически, это является естественным шагом, основанным на использовании распределенных вычислений, действительно совместимых с первоначальным видением ИС как распределенной инфраструктуры, позволяющей взаимодействовать специализированным компьютерам и коммутационным станциям при реализации услуг.

Модель обслуживания вызова в интеллектуальной сети | Интеллектуальные сети связи | Архитектура интеллектуальной сети