Текст, выводимый на экран, может иметь различное назначение:

- он может являться носителем основной информации;

- может использоваться для дачи указаний пользователю;

- для вывода сообщений об ошибках;

- для предупреждений;

- для пояснений и ответов на вопросы;

- и т. д.

Если выводится не однородный текст, а несколько фрагментов, имеющих различное назначение, они должны отделяться друг от друга на экране одним из рассмотренных выше способов (разделением экрана на части, в каждую из которых помещается текст определенного вида; выделением цветом разных областей экрана; применением различных шрифтов, и т.д.)

При выводе текста необходимо учитывать следующие эмпирические правила:

1. Одно выводимое на экран текстовое сообщение должно содержать одну законченную мысль. Количество мыслей, содержащихся на экране, может быть увеличено до 3, но если они заключены в одном сообщении, возникнут трудности при восприятии такого сообщения пользователем.

2. Каждый вид информации, выводимый на экран, желательно снабжать заголовками. Пользователь не должен гадать, к чему относится данное сообщение.

3. Заголовки обязательны при выводе на экран больших текстов по страницам (например, отчетов пояснений к полученнным результатам решения,…). Заголовками необходимо снебжать как сам текст, так и отдельные его разделы. Любой кадр, выведенный на экран, воспринимается в связи с кадрами, появлявшимися ранее, и тем способом, которым пользователь привел программу в данное состояние. Заголовки позволяют пользователю четче ориентироваться в действиях ЭВМ. ЭВМ - это собеседник, у которого не всегда можно спросить: "О чем ты?". Заголовок и должен ориентировать пользователя.

4. При постраничном выводе текстов желательно заголовок выводимого текста или его раздела (так же, как и номер выводимой экранной страницы) постоянно держать на экране в области сообщений.

5. При постраничном вводе текста не следует перегружать страницу (см. правило 1). Строгого рецепта по ограничению объема выводимого на странице экрана материала, нет. Но если возникает хотя бы подозрение, что страница перегружена, следует перейти к следующей странице.

6. Чтобы длинные тексты легче было читать, текст нужно разбивать на короткие абзацы. Однако, при разбиении на абзацы необходимо обеспечивать логическую их завершенность.

7. Группировка информации на экране должна выполняться на основе логики пользователя, в привычном для него виде. При разработке системы пользователю необходимо предложить несколько вариантов размещения информации, и реализовать в системе выбранный им.

8. При выводе текста на экран необходимо пользоваться и прописными, и строчными буквами.

9. В заголовках перенос использовать крайне нежелательно.

10. При использовании средств для выделения наиболее информативных частей текста, следует проявлять последовательность, применяя в схожих ситуациях одни и те же средства. Каждое такое средство является своеобразным кодом. Хотя условия применения такого кода нигде не оговаривались, пользователь, встретившись несколько раз с тем, что заголовки выделяются инферсией, делает для себя вывод (чаще-неосознанно), что инверсия связана с заголовком. Применение в тексте инверсии и для другой цели приведет к нарушению логики оформления текста, что создаст для пользователя трудности в его восприятии, будет отвлекать его внимание.

11. Не следует перегружать текст разнообразием средств для выделения информации, так как пользователь легко ориентироваться в среде трех информационных кодов, может согласиться с использованием пяти кодов. Но текст, в котором используется 7 и более кодов без специальной подготовки воспринять ему будет трудно.

12. При выводе на экран числовых столбцов, между столбцами необходимо оставлять не менее 2 интервалов.

13. Выравнивание чисел в столбцах необходимо производить по десятичной точке. Это облегчает их чтение и анализ.

14. Каждый столбец выводимых чисел должен сопровождаться шапкой сверху столбца, обозначающей наименование величины, характеризуемой числами, и единицу измерения.

15. Отдельное число (или ряд несвязанных между собой чисел), нагляднее выводить в виде:

<наименование>: <число> <единица измерения>

16. У выводимых чисел (особенно-характеризующих одну и ту же величину) должно быть одинаковое число знаков справа от десятичной точки.

17. Если при выводе информации есть возможность использовать имена или номера, предпочтение следует отдать именам. Более того, имена желательно выводить полные, по возможности, без сокращений.

Пример. Сравнить наглядность вывода ряда связанных между собой числовых данных (Таблица 6):

Выравнивание по левому краю

Выравнивание по десятичной точке

Выдача в строку

1.1

1.1

1.1,12.1,132.1,1.0,

80.2,122.2,14.7,…

12.1

12.1

132.1

132.1

1.0

1.0

80.2

80.2

122.2

122.2

14.7

14.7

Таблица. 6. Различные способы вывода ряда связанных между собой числовых данных

Метод сдвига изображения по экрану (скролинг или метод прокрутки, или метод ролика) используется довольно часто, хотя и не является наилучшим.

Ввод методом ролика может производиться сверху вниз, и снизу вверх.

При вводе сверху вниз сначала заполняется 1 строка, затем 2, и т.д. до полного заполнения экрана. Изображение при этом остается неподвижным, очередная подсказка ввода появляется на новой строке после завершения ввода предыдущего показателя.

Если после заполнения экрана ввод продолжается, то очередная подсказка ввода появляется каждый раз на одном и том же месте-в последней строке экрана. Остальная информация при появлении очередной подсказки сдвигается вверх на 1 строку, причем, самая верхняя строка при таком сдвиге уходит из поля зрения.

Такой метод может быть оправдан, если в процессе ввода пользователю необходимо держать в поле зрения последние 10-20 значений введенных данных.

К недостаткам этого метода относятся: во-первых - в первой части ввода (до полного заполнения экрана) смещается то место экрана, к которому должно быть привлечено внимание пользователя; и во-вторых

- во второй части происходит нежелательный сдвиг текста по экрану (программа ввода данных становится неряшливой).

При вводе снизу вверх очередная подсказка ввода появляется всегда в одном и том же месте - в нижней строке, остальной текст перемещается по экрану вверх.

Метод сдвига изображения по экрану "сверху-вниз" нашел широкое применение в текстовых редакторах. Обычно в них предусматриваются средства для перемещения в любую сторону по тексту построчно, по кадрам, или скачкам - в начало текста, в его конец, или в специально отмеченные пользователем места. При работе с большими текстами такой режим способствует естественному процессу письменного изложения мыслей. Но для диалогового общения больше преимуществ у полноэкранного ввода и его разновидностей.

Разработка структуры сайта. конструирование web-страниц. | Интернет-технологий для бизнеса | Контроль вводимых данных.