Этот канал особенно эффективен при наличии плавных цветовых переходов. Контрастные черно-Белые изображения не оказывают сильного влияния на поверхность, поскольку между ним практически нет перехода.

В таких случаях имеет смысл увеличить силу действия эффекта с помощью бегунка Strength канала Bump (рис. 2.27). Как и для многих других бегунков, можно ввести вручную значение, превышающее 100%

Канал Bump

Рис. 2.27. Канал Bump

Как видно в увеличенном изображении образца, темные участки выглядят углубленными. Освещение по умолчанию усиливает этот эффект, подчеркивая выпуклости на краях темных областей.

Следует помнить, что канал Bump влияет только на направленность нормалей, изменяя тем самым характеристики освещения поверхности. Форма самой поверхности не изменяется Учитывая это, каналом Bump не следует злоупотреблять, поскольку возникнет противоречие между слишком глубокими выпуклостями на поверхности и ее неизменным контуром.

Результат воздействия загруженного изображения можно инвертировать с помощью бегунка Strength. Переместите его влево, и светлые области изображения будут казаться углубленными, а темные - возвышенными.

Канал Bump применим почти ко всем объектам, поскольку в реальной жизни идеально гладких поверхностей почти не существует.

Канал Normal

Канал Normal выполняет ту же функцию, что и канал Bump, однако отображает детали поверхности более реалистично. Дело в том, что канал Normal работает со специально раскрашенными изображениями, с помощью которых можно управлять направлением нормалей относительно всех трех осей.

Для сравнения, канал Bump учитывает только яркость и рассчитывает направление нормалей на основании яркости окружающих пикселей. Таким образом, свобода перемещения отдельных нормалей сильно ограничена.

В то же время принцип действия канала Normal - это одновременно и его основной недостаток, поскольку необходимо заранее создавать и рассчитывать специальные изображения, называемые картами Normal. Канал же Bump может использовать любое изображение в отО тенках серого - даже нарисованное самим пользователем.

Мы еще вернемся к каналу Normal позже.

Канал Alpha

Существуют ситуации, когда материал не должен покрывать объект полностью, поэтому некоторую его часть треО буется удалить. Для этого можно использовать канал Alpha.

Благодаря ему, загруженные изображения можно использовать в качестве альфа-карт, аналогичных альфа-каналам приложения Photoshop.

Изображение в канале Alpha действует обратно изображению, загруженному в канал Transparency. Белые участки остаются видимыми, в то время как темные делают материал невидимым (рис. 2.28). Для создания плавных переходов в видимости материала можно применить изображение в оттенках серого.

Если установлен флажок Invert, то яркость загруженного изображения инвертируется, а значит инвертируется и видимость материала.

Канал Alpha

Рис. 2.28. Канал Alpha

В некоторых случаях альфа-йзображе-ние недоступно, и необходимо как-то извлечь информацию из обычного цветного изображения. В таком случае необходимо сбросить флажок Soft, чтобы получить доступ к полям Color и Delta.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒