Помимо XYZ-значений самого стимула для прогнозирования цветового восприятия необходим учет данных об условиях просмотра, что подтверждают все феномены восприятия, описанные в главах 6 и 7. Как минимум, необходимы трехстимульные значения адаптирующего стимула (как правило - это источник освещения). Плюс к тому, может учитываться ряд дополнительных данных, таких, как абсолютный уровень фотометрической яркости стимула, колориметрические координаты проксимального поля, фона и окружения, а также, возможно, иная информация пространственного и временного характера.

Независимо от того, будем ли мы учитывать все описанные выше параметры или только их часть, первый шаг к созданию модели цветового восприятия - это выбор того или иного варианта расчета смены хроматической адаптации (см. гл. 9). За ним следует объединение постадаптационных сигналов с сигналами высокого уровня (как правило, моделируемых как постоппонентные сигналы), включающими в себя пороги и/или нелинейные компрессии. На финаль ном этапе результирующие сигналы разными способами объединяются с целью получения собственно предикторов различных атрибутов восприятия. Данные об адаптирующем стимуле, фоне, окружении и пр. включаются в модель на этапе преобразования хроматической адаптации, а если необходимо, то и на более поздних этапах.

По описанной схеме построены все модели цветового восприятия, рассматриваемые в данной книге, однако подход к каждой из них индивидуален и акценты расставлены по-разному. Простейшим примером модели цветового восприятия, построенной в соответствии с описанными выше шагами, является цветовое пространство CIELAB, интерпретация которого как модели цветового восприятия дана в следующем разделе.

10.3 CIELAB

Тот, кто воспитан на классической традиционной колориметрии, как правило, морщится, когда слышит о CIELAB как о модели цветового восприятия: в самом деле, CIE (1986) прошла долгий путь, прежде чем назвала LAB равномерным цветовым пространством (но не пространством восприятия). Изначально CIELAB создавалось как пространство спецификации цветовых отличий: в начале семидесятых для расчета цветовых отличий предлагалось ни много ни мало - 20 различных формул, и дабы обеспечить равномерность на тот период, пока создается наилучшая формула, в 1976 г. CIE рекомендовала два цветовых пространства: CIELAB и CIELUV (Робертсон 1977, 1990). Эвклидово расстояние между двумя точками в этих пространствах являлось мерой цветового отличия (AEa*b или AEu*v).

В 1994 г. для измерения цветовых отличий CIE рекомендовала единую формулу, основанную на CIELAB-пространстве и известную как AE9*4(Бернс, 1993; CIE, 1995). В процессе создания формулы AE9*4 комиссия вознамерилась создать новое цветовое пространство с некоторыми предикторами атрибутов цветового восприятия.

Неудивительно, что наилучший путь описания цветовых отличий между двумя стимулами - это описание цветового восприятия каждого. Таким образом, с некоторой осторожностью CIELAB все же можно рассматривать именно как модель цветового восприятия.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒