1. Эксперимент по смене хроматической адаптации при переходе от D65-имитатора к А-имитатору на уровне освещенности 1000 lux. Оценка проводилась 104 наблюдателями по 87 образцам с использованием модифицированного гаплоскопического метода.

2. Эксперимент по сбору данных об измерении хантовского эффекта с использованием пяти цветных образцов, оцениваемых 40 наблюдателями при D65-имитаторе при пяти различных уровнях освещенности.

3. Эксперимент по сбору данных об измерении эффекта Стивенса с использованием пяти нейтральных образцов, рассматриваемых 31 наблюдателем при пяти различных уровнях освещенности.

4. Эксперимент по изучению эффекта Хельсона - Джадда для ахроматических образцов, рассматриваемых под высокохроматичным флуоресцентным светом.

На сегодня эксперименты CSAJ - это одно из самых масштабных исследований цветового восприятия, задействовавшее наибольшее число наблюдателей.

К сожалению, Мори (1991) доложил только о качественном анализе экспериментальных результатов, продемонстрировав графики прогнозированных и визуально-согласованных цветовых стимулов при оценке трех моделей смены хроматической адаптации: моделей Наятани, фон Криза и Ханта.

Мори пришел к выводу, что модель Наятани дает наилучшие прогнозы, однако дальнейшее исследование графиков показало, что хантовская модель смены адаптации работает отнюдь не хуже, а фонкризовский расчет - даже лучше обеих моделей. Мори установил, что модель Наятани хорошо прогнозирует эффект Ханта, но при этом не сравнил свои данные прогнозами самоей хантов-ской модели.

Подобный анализ был выполнен по эффектам Стивенса и Хельсона - Джадда, его результаты показали, что модель Наятани выдала явный гиперпрогноз по эффекту Стивенса, который на деле оказался весьма мал. То же произошло и в отношении эффекта Хельсона - Джадда. Количественный анализ данных Мори (будет описан позже) был выполнен 34-м техническим комитетом CIE (CIE TC1-34).

В 1987 г. Бренеман собрал внушительную коллекцию стимулов, согласованных по изменениям в хроматической адаптации и уровне фотометрической яркости, в дальнейшем его данные использовались для оценки различных моделей смены хроматической адаптации и моделей цветового восприятия (Фершильд, 1991). Модели сравнивались на базе и'и'-диаграммы цветностей CIE 1976 по среднеквадратическим отклонениям их предикторов от визуальных результатов. Наилучший прогноз хроматической адаптации выдали хантовская и RLAB-модели, второе и третье места достались Наятани и фон Кризу соответст венно. CIELAB и CIELUV оказались худшими. Данные Бренемана указали на то, что реальный хантовский эффект слабее, чем его прогнозы, выданные моделями Ханта и Наятани (прочими моделями он вообще не был предсказан). Среднеквадратические отклонения по обеим моделям убедительно показали, что отсутствие прогноза по хантовскому эффекту обладает примерно той же прогностической точностью, что и гиперпрогноз, выданный моделями Ханта и Наятани.

В 1991 г. Луо конвертировал ряд данных по числовому шкалированию цветового восприятия (описаны в разделе 17.4) в наборы согласованных стимулов по различным изменениям в условиях просмотра, а затем, в зависимости от направлений смены хроматической адаптации, разложил их на три группы:


⇐ вернуться назад | | далее ⇒