В иных ситуациях цветовой охват репродукции могут ограничить сами условия просмотра, к примеру: фотоотпечатки уличных сюжетов часто рассматривают при искусственном освещении, то есть, при существенно меньших уровнях освещенности, чем у оригинальной сцены. При низких уровнях освещенности невозможно получить требуемые (т.е. как у оригинальной сцены) диапазон фотометрических яркостей и хроматический контраст оригинальной сцены. Таким образом, заказчикам фотографий нужно, чтобы физический контраст отпечатков был повышен, то есть компенсировал изменение в условиях просмотра. Модели цветового восприятия вполне пригодны для прогноза таких эффектов и соответствующего управления системами визуализации.

Отметим также, что модели цветового восприятия, применяемые в аппаратно-независимом цветовоспроизведении, хорошо зарекомендовали себя и в плане цветокоррекции: неподготовленному пользователю сподручнее манипулировать цветами через их перцепционные размерности (светлоту, цветовой тон и насыщенность), нежели через аппаратные координаты, например, CMYK. Хорошая модель цветового восприятия может радикально улучшить корреляцию между инструментом манипуляции этими размерностями и теми изменениями, которые пользователь хочет видеть в редактируемом изображении.

19.2 УРОВНИ ЦВЕТОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ

Роберт Хант (1970,1995) дал академическое определение шести возможных уровней цветовоспроизведения:

1. Спектральное цветовоспроизведение

Спектральное цветовоспроизведение (spectral color reproduction) предполагает воспроизведение кривых спектрального коэффициента отражения элементов оригинального изображения или объекта.

Существуют две техники, полностью справляющиеся с этой трудной задачей (однако они столь непрактичны, что представляют собой лишь историческую ценность): метод Липпмана и микродисперсионный метод (см. Хант, 1995).

Сегодняшние методы цветовоспроизведения успешно эксплуатируют явление метамерности, задействуя аддитивные смеси БСБ-кардинальных стимулов или смеси субтрактивных кардинальных стимулов (CMY),1 избегая тем самым необходимости спектрального воспроизведения (за исключением случаев, при которых оригинал состоит из тех же материалов, что и его репродукция).

Отметим, что недавно разработанные и все еще развивающиеся методы печати, задействующие шесть и более красок, гораздо ближе к спектральному воспроизведению, которое (помимо собственно расширения выходного охвата изображений) могло бы быть полезным в таких сферах, как производство почтовых бланков или репродуцирование произведений живописи.

2. Колориметрическое цветовоспроизведение

Колориметрическое цветовоспроизведение (colorimetric color reproduction) определяется метамерным соответствием репродукции оригинальному изображению, при котором оба имеют одинаковые CIE-трехстимульные значения. Итогом является воспроизведение по восприятию, но только в тех случаях, когда оригинал и его репродукция имеют одинаковый размер, окружение и рассматриваются при свете источников с одинаковыми спектральным распределением энергии и фотометрической яркостью. Хант, однако, не считает равенство уровней яркости обязательным требованием колориметрического цветовоспроизведения.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒