Отдельным вариантом эксперимента на асимметричное соответствие является т.н. гаплоскопический эксперимент, при котором в один глаз попадает тестируемый стимул при одних условиях просмотра, а в другой глаз одновременно попадает стимул сравнения при других условиях просмотра: наблюдатель одновременно видит оба стимула и производит уравнивание.

Сравнение по памяти

Другой тип экспериментов сравнения, которые иногда проводят для изучения цветового восприятия, называют сравнением по памяти, то есть наблюдатель производит уравнивание с предварительно запоминаемым цветом. Обычно эти соответствия, которые также являются асимметричными, используются для изучения зависимости восприятия от условий просмотра. Иногда сравнение по памяти создает т.н. ментальный стимул, как, например, идеальный ахроматический (серый) или стимул с однозначным цветовым тоном (к примеру, однозначный красный без синего или желтого компонента).

2.6 ОДНОМЕРНЫЕ ШКАЛЫ

Эксперименты по шкалированию предназначены для выявления взаимоотношений между величиной восприятия и физически измеряемой интенсивностью стимула. Подходы к проведению этих экспериментов зависят от типа и размерности требуемой шкалы. Как правило, тип шкалы и метод шкалирования выбирают заранее, то есть до того, как будут собраны визуальные данные.

Одномерные шкалы требуют выполнения того условия, что измеряемый признак и физические вариации стимула одномерны: наблюдателей просят оценить стимул только по одному перцепционному признаку (например, насколько один образец светлее другого или какова разница в качестве между двумя изображениями).

Было придумано множество разнообразных методов шкалирования, в частности:

- метод последовательных рядов;

- метод графического описания;

- метод категорийного шкалирования;

- метод парного сравнения;

- метод дробного шкалирования;

- метод количественной оценки или воспроизводства (стимула);

- метод порционной оценки или воспроизводства (стимула).

В эксперименте последовательных рядов наблюдателя просят расположить образцы из набора с учетом возрастания или убывания величины того или иного признака; при большом числе наблюдателей данные могут быть усреднены и перерасположены для получения порядковой шкалы.

Для получения интервальной шкалы, в отношении экспериментальных данных должны быть приняты некоторые допущения, а также должен быть проведен дополнительный анализ этих данных. Одно из возможных допущений состоит в том, что стимулы в каждой паре были сравнены и таким образом от последовательного ряда получены данные парного сравнения (см. ниже). В целом возможность построения достоверной интервальной шкалы из последовательных рядов представляется весьма сомнительной.

Графическое описание позволяет напрямую определить интервальную шкалу: наблюдателям предъявляют стимулы и просят определить величину их восприятия по одномерной узелковой шкале. К примеру, в эксперименте по шкалированию светлоты может быть вычерчена линия, один конец которой поме-


⇐ вернуться назад | | далее ⇒