Чистоту цвета иногда описывают на примере т.н. теневых рядов, апеллируя при этом к изменению цвета, которое наблюдают тогда, когда единичный объект попадает в тень: когда объект оказывается в глубокой тени, он начинает восприниматься более темным, но чистота его цвета остается неизменной, что можно проследить по рис. 4.1, предположив при этом, что пространство освещено единственным источником. В этом случае все стороны всех трех окрашенных кубиков будут иметь более или менее постоянную чистоту цвета.

4.7 ИЗОЛИРОВАННЫЕ И НЕИЗОЛИРОВАННЫЕ ЦВЕТА

^ Изолированный цвет (Unrelated Color) - это цвет области просмотра или объекта, воспринимаемый изолированно от иных цветов.

^ Неизолированный цвет (Related Color) - это цвет области просмотра или объекта, воспринимаемый в сравнении с иными цветами.

Разница между изолированными и неизолированными цветами критична для четкого понимания процессов цветового восприятия, но определения просты: неизолированные цвета оцениваются по отношению к цвету других цветовых стимулов, тогда как изолированные цвета - это цвета самостоятельные. Почти в каждой области, имеющей отношение к цветовому восприятию, оперируют неизолированными цветами, которые, наряду с изолированными, также находятся в центре внимания нашей книги; при этом важно отметить, что многие эксперименты, заложившие основу понимания механизмов цветового зрения и цветового восприятия, были выполнены с изолированными стимулами - изолированными цветами: об этом всегда нужно помнить и не пытаться прогнозировать явления, происходящие с неизолированными цветами, прибегая к моделям, построенным на изолированных цветах, и наоборот.

Время от времени о неизолированных цветах говорят как о восприятии цветовых стимулов неких объектов, а об изолированных - как о восприятии само-светящихся стимулов. Такие суждения ошибочны, ведь стимул от объекта может быть воспринят изолированно и, следовательно, цвет будет изолированным, в то же время, самосветящиеся стимулы (скажем, стимулы CRT-дисплея) могут наблюдаться один в сравнении с другим и, таким образом, восприниматься как неизолированные цвета.

Различные явления, обсуждаемые в данной книге, касаются либо изолированных, либо неизолированных цветов. Очень интересным примером является восприятие серого и коричневого цветовых стимулов. Серый и коричневый невозможно воспринимать безотносительно к другим цветам: серый - это ахроматический цвет, светлота которого существенно ниже белого; коричневый это оранжевый с низкой светлотой. Оба цветовых наименования определены тем или иным уровнем светлоты, но поскольку светлота и насыщенность требуют оценки по отношению к каким-либо иным стимулам, полученным при сходном освещении, эти цвета не могут быть изолированными.

Для того чтобы убедиться в справедливости вышесказанного, попробуйте найти свет, который виден изолированно (то есть в очень темном окружении) и воспринимается при этом как серый или коричневый - вряд ли вам это удастся. Эффектно продемонстрировать относительность этих цветов можно с помощью светового пятна, воспринимаемого как белое (или как оранжевое) и находящегося в белом окружении. Если начать повышать яркость белого окружения, то спустя некоторое время восприятие оригинального стимула изменится от белого (или оранжевого) к серому (или к коричневому); если же яркость окружения увеличить очень сильно, то оригинальный стимул будет восприниматься вообще как черный.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒