Графическое представление манселловской системы: (а) - цветовой круг; (b) - плоскость манселловской светлоты/насыщенности при постоянном цветовом тоне.

Рис. 5.2 Графическое представление манселловской системы: (а) - цветовой круг; (b) - плоскость манселловской светлоты/насыщенности при постоянном цветовом тоне.

и достаточный уровень освещенности (не ниже 500 lux) - только в таких условиях просмотра система Манселла сохраняет равномерность по восприятию. В иных условиях манселловский атлас уже не будет являться физическим воплощением манселловской системы.

Важно отметить, что манселловская система построена из трех одномерных шкал цветового восприятия, каждая из которых равномерна по своему атрибуту восприятия, но трехмерные взаимоотношения между ее отрезками (то есть цветовые отличия) непостоянны: увеличение манселловской насыщенности на два шага равно изменению цвета образца по манселловской светлоте на один шаг, а размер шага манселловского цветового тона во многом зависит от насы-

Компьютерная визуализация образцов манселловской системы: (а) - плоскость постоянной светлоты; (b) - две плоскости постоянного цветового тона; (с) - трехмерное представление системы.

Рис. 5.3 Компьютерная визуализация образцов манселловской системы: (а) - плоскость постоянной светлоты; (b) - две плоскости постоянного цветового тона; (с) - трехмерное представление системы.

Рис. 5.3 доп. Манселловский атлас. Электронную иллюстрацию атласа можно найти по адресу: http://www.gretagmacbeth.com/downloads/100_munsell2-en.zip. - Прим. пер.

щенности образцов. Для общего ознакомления с данной проблемой можно рекомендовать работы Бернса (Nickerson Index of Fading, 2000) и Ханта (Munsell system, 1998).

5.3 ШВЕДСКАЯ СИСТЕМА ЕСТЕСТВЕННЫХ ЦВЕТОВ (NCS)

Много позже, в Швеции, Хардом и Сивиком (1981) была разработана «Система естественных цветов» (Natural Color System - NCS), утвержденная как шведский национальный стандарт (SS 01 91 02 и SS 01 91 03) и стандарт ряда европейских стран.

В основу NCS положена оппонентная теория Геринга: цветовой круг разбит на четыре сектора, которым присвоены базовые цветовые тона - красный, желтый, зеленый и синий (рис. 5.4 [а]), расположенные ортогонально с равными значениями шагов между ними. Таким образом, поскольку цветовые тона NCS разбиты на интервалы, равномерные по ощущению - эти интервалы имеют разные значения внутри каждого из четырех секторов; так получилось потому, что, к примеру, разница между базовым красным и базовым синим больше, нежели между базовым желтым и базовым зеленым. Промежуточные тона имеют разметку, отражающую перцепционное смешение двух соседних базовых цветовых тонов (например, оранжевый воспринимается как срединный между базовым красным и базовым желтым и обозначается как Y50R).

Оставшиеся два измерения цветового восприятия в шведской цветовой системе расположены на трехлинейных осях (рис. 5.4 [b]): углы треугольника символизируют цвета с максимальными белизной (whiteness - w), чернотой (blackness - s) и хроматичностью (chromaticness - с), в сумме дающих 100. Таким образом, образец с максимальной чернотой обозначается как s = 100, w = 0, c = 0; образец с максимальной белизной - как s = 0, w = 100 и с = 0. Поскольку в сумме три значения дают 100, для полной спецификации цветового ощущения необходимы только два из них (в совокупности со значением цветового тона). Обычно используют хроматичность и черноту, к примеру: некий промежуточный образец может быть обозначен как s =20ис = 70с остатком на белизну w = 10.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒