В качестве отправной точки цветоспектральная система задействует CIELAB-цветовое пространство.

Для создания оси светлоты были выбраны 18 различных уровней L*: диапазон уровней L* от 30 до 95 разбит на шаги по 5 единиц с добавкой нескольких дополнительных уровней к высоким светам, что имеет специфическую ценность в дизайне (к примеру, стены помещений, как правило, красят в светлые тона). На каждом уровне светлоты выделяют по 9 опорных точек, которые содержат один серый (а* = 0, b* = 0) и восемь хроматических цветов с насыщенностью C* = 60. Хроматические опорные точки: красная (60,0), оранжевая (42.5, 42.5), желтая (0, 60), желто-зеленая (-42.5, 42.5), зеленая (-60.0), сине-зеленая (-42.5, -42.5), синяя (0, -60) и фиолетовая (42.5, -42.5). Таким образом, опорные точки закладывают идеологическую основу пространства цветового восприятия.

Дополнительная часть системы построена на принципе аддитивного смешения цветовых стимулов: каждый сектор плоскости CIELAB a*b* разбит на прямоугольные образцы, представленные аддитивной смесью серой и трех хроматических опорных точек. Равные шаги в системе представляют равные адди тивные смеси четырех опорных точек - по этому принципу построены все точки цветоспектральной системы. Образцы были подобраны так, что при помощи реальных пигментов удалось получить требуемые кривые спектрального коэффициента отражения.

Физически система воплощена в виде двух атласов, выполненных на бумаге, покрытой нитроцеллюлозным лаком. «Мастер-атлас» содержит около 1200 образцов 18-ти уровней светлоты, но существует также дополнительный «Серо-пастельный атлас», составленный из 956 дополнительных образцов, которые наилучшим образом представляют около-серую и пастельную область цветового пространства. Поскольку цветоспектральная система описана спектральными коэффициентами отражения образцов, характер освещения не имеет значения до тех пор, пока соответствие образцов рассчитывается на основе спектральных данных: если спектральное соответствие имеется, то в цветоспектральной системе образцы при любом освещении обеспечат соответствие визуальное (что невозможно в других цветовых координатных системах).

Подобно другим координатным системам, цветоспектральная система может выпускаться с разными формами и размерами образцов.

Особый интерес представляет одно из специфических свойств цветоспектральной координатной системы - то, что в ее атласах образцы имеют круглую форму, а не квадратную (как в большинстве систем). Это позволяет уйти от двух потенциальных проблем:

1. Иллюзии тонального контраста между образцами из-за появления темных пятен в их углах (псевдосетка Германа).

2. Эффекта искривления образцов.

5.5 ПРОЧИЕ КООРДИНАТНЫЕ СИСТЕМЫ

В изучении моделей цветового восприятия особенно важны Манселловская и NCS-системы, описанные выше, а цветоспектральная система - это весьма любопытная комбинация системы цветового восприятия с системой, основанной на принципах аддитивного смешения цветовых стимулов, которая дает нам полезный и удобный набор образцов для изучения цветового восприятия и законов цветового репродуцирования. Однако существует множество других координатных систем, созданных в разных целях; детально их описали Дерефельд (1991) и Стайлс с Вышецким (1982), но мы все же должны рассмотреть «Равномерные цветовые шкалы OSA», DIN-систему и систему Оствальда.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒