Различные явления, «разрушающие» простую трехстимульную XYZ-систему, и составят предмет разговора в ближайших параграфах данной главы. В качестве примера приведем один из феноменов цветового восприятия, именуемый симультанным контрастом или индукцией: на рис. 6.1 (а) показаны два серых патча с одинаковыми XYZ-значениями, которые соответствуют друг другу по цвету, но только до тех пор пока рассматриваются в одинаковых условиях (оба на одном и том же сером фоне). Если один патч поместить на черный фон, а другой патч на белый (рис. 6.1 [b]), то они перестанут совпадать друг с другом по визуальному ощущению, но при этом их трехстимульные значения останутся неизменными. Следовательно, с того момента, как нарушается идентичность условий наблюдения стимулов (рис. 6.1 [b]), трехстимульная колориметрия перестает прогнозировать соответствия, и вместо нее требуется модель, учитывающая эффект влияния яркости фона на цветовое восприятие.

Симультанный контраст - это всего лишь один из множества феноменов цветового восприятия, описанных в данной главе: разговор об остальных будет касаться влияния окружения, уровня фотометрической яркости, цвета освещения, когнитивной интерпретации и прочих параметров наблюдения. Перечисленные явления требуют создания и развития моделей цветового восприятия, а также определения типа входных данных и типа выходных предикторов.

6.2 СИМУЛЬТАННЫЙ КОНТРАСТ, ОКОНТУРИВАНИЕ И СМАЗЫВАНИЕ

Симультанный контраст, оконтуривание и смазывание - это феномены цветового восприятия, которые непосредственно связаны с пространственной структурой стимулов.

Симультанный контраст

Рисунок 6.1 демонстрирует эффект симультанного контраста: два идентичных серых патча, расположенные на различных фонах, воспринимаются по-разному: черный фон заставляет серый патч казаться светлее, в то время как белый фон делает серый патч более темным. Симультанный контраст ведет к сдвигу цветового восприятия, когда меняется цвет фона стимулов, и этот сдвиг целиком ложится в оппонентную теорию цветового зрения - ощущение контраста находится в рамках оппонентных размерностей. Иными словами: светлый фон индуцирует восприятие стимула как более темного, темный фон провоцирует более светлое ощущение, красный индуцирует зеленое цветовое ощущение, зеленый - красное, желтый - синее и синий индуцирует желтое цветовое ощущение.

Джозеф Альберс (1963) в своей классической работе «Цветовое взаимодей-

Пример симультанного контраста: серые патчи на сером фоне (а) физически идентичны таковым на белом и черном фонах (b).

Рис. 6.1 Пример симультанного контраста: серые патчи на сером фоне (а) физически идентичны таковым на белом и черном фонах (b).

ствие» рассматривает различные аспекты симультанного контраста и учит художников и дизайнеров тому, как избежать ловушек и использовать эффекты симультанного контраста в своих целях. Более полное исследование данного явления можно найти в классических работах Гурвича (1981), Бойнтона (1979) и Эванса (1948). Корнелиссен и Бреннер (1991) описывают взаимоотношения между адаптацией и хроматической индукцией, основываясь на том постулате, что индукцию можно объяснить как минимум локальной хроматической адаптацией. Блэквелл и Бучсбаум (1988) описывают некоторые пространственные и хроматические факторы, влияющие на степень индукции.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒