Робертсон (1996) приводит интересный пример хроматической индукции, выдвигающий на первый план сложную пространственную природу данного феномена (рис. 6.2): красные квадраты (рис. 6.2 [а]) или голубые квадраты (рис. 6.2 [b]) окружены одинаковыми цветными гранями - две желтых и две синих грани на каждый квадрат. Если бы хроматическая индукция зависела только от цвета граней, то все красные квадраты и все голубые квадраты воспринимались бы сходным образом. Однако из рис. 6.2 ясно, что квадраты, которые кажутся расположенными на желтых полосках, подвергаются индукции желтого и поэтому воспринимаются темнее и синее, а квадраты, якобы расположенные на синих полосках, воспринимаются светлее и желтее. Очевидно, что симультанный контраст между стимулами больше зависит от их пространственного взаиморасположения, нежели от цвета граней. Данный феномен, известный как эффект хроматического разбеливания, всегда считался результатом когнитивной и «вычислительной» обработок. Блэкесли и Мак-Курт (1999)

Паттерны стимулов, иллюстрирующие сложность симультанного контраста. Локальные контрасты квадратов левой и правой позиций одинаковы. Однако симультанный контраст создает эффект целостности полос, на которых якобы расположены квадратные патчи. Наклоните страницу и обратите внимание на усиление эффекта.

Рис. 6.2 Паттерны стимулов, иллюстрирующие сложность симультанного контраста. Локальные контрасты квадратов левой и правой позиций одинаковы. Однако симультанный контраст создает эффект целостности полос, на которых якобы расположены квадратные патчи. Наклоните страницу и обратите внимание на усиление эффекта.

дают любопытный пример модели т.н. машинного зрения, прогнозирующей данный эффект.

Оконтуривание

Следующий феномен тесно связан с предыдущим и именуется оконтурива-нием. Оконтуривание повышает величину цветовых отличий, когда фон, на котором сравниваются стимулы, сходен по цвету с этими стимулами: на рис. 6.3 показана оконтуривание пары серых образцов - отличие по светлоте между двумя серыми стимулами, расположенными на сером фоне, больше, чем между серыми стимулами на белом или черном фонах. Подобные эффекты возникают и в отношении хроматических отличий.

Семмерлот (1970) издал масштабный труд, посвященный изучению эффекта оконтуривания и созданию модели прогнозирования этого феномена.

Пример оконтуривания: пары серых патчей физически идентичны на всех трех фонах.

Рис. 6.3 Пример оконтуривания: пары серых патчей физически идентичны на всех трех фонах.

Смазывание Если растет пространственная частота стимулов или если стимулы уменьшаются в размере, эффект симультанного контраста исчезает и заменяется эффектом смазывания. Смазывание - это результат смешения исследуемого цветового стимула со стимулом окружения. Данный эффект возникает в т.н. точке слияния, т.е. при том уровне пространственной частоты, когда стимулы более не воспринимаются как дискретные, но как единый стимул (подобно тому как в полутоновом изображении при определенной дистанции просмотра перестают различаться отдельные точки). Однако смазывание возникает на меньших пространственных частотах, чем те, на которых происходит слияние, и хотя стимулы все еще остаются отличными от фона, их цвета начинают смешиваться.

Классические лекции Чевреула (1839) раскрывают важность эффектов смазывания и симультанного контраста в текстильном деле, где часто стараются сохранить цветовое восприятие элементов дизайна несмотря на изменения в их пространственной конфигурации и цвете фона: текстильным дизайнерам приходится менять цвета всех элементов ткани, дабы сохранить их цветовое восприятие.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒