Эффект Ханта можно наблюдать, рассматривая цветное изображение (скажем, все тот же рис. 4.1) при разных уровнях освещенности: при низком уровне

Векторы изменения цветностей при изменении уровня светимости, иллюстрирующие эффект Ханта. Точками отмечены уровни светимости стимулов.

Рис. 6.9 Векторы изменения цветностей при изменении уровня светимости, иллюстрирующие эффект Ханта. Точками отмечены уровни светимости стимулов.

освещенности полнота цвета различных элементов изображения будет совсем небольшой, но если затем вынести это изображение на яркий свет (например, выйти с ним в солнечный день на улицу или поместить в просмотровую кабину) - элементы изображения будут восприниматься с существенно большей полнотой цвета.

^ Эффект Ханта выражается в том, что ощущение полноты цвета хроматического стимула растет по мере роста его фотометрической яркости.

Эффект Ханта указывает также на необходимость учета абсолютного уровня яркости стимула в моделях цветового восприятия (чего традиционная колориметрия обеспечить не в состоянии).

6.7 ЭФФЕКТ СТИВЕНСА

(ЗАВИСИМОСТЬ КОНТРАСТА ОТ ФОТОМЕТРИЧЕСКОЙ ЯРКОСТИ)

Эффект Стивенса тесно связан с эффектом Ханта. Если эффект Ханта - это повышение хроматического контраста между стимулами за счет увеличения их полноты цвета по мере роста их фотометрической яркости, то эффект Стивенса - это рост субъективно-яркостного (или светлотного) контраста по мере роста яркости стимулов. Для лучшего понимания эффекта Стивенса отметим, что здесь о контрасте мы говорим как о кратности изменения субъективной яркости (или светлоты) в результате изменения фотометрической яркости (подробнее по вопросам контраста см. у Фершильда [1995]).

Изменения в светлотном контрасте как функция от адаптирующей яркости, согласно эффекту Стивенса.

Рис. 6.10 Изменения в светлотном контрасте как функция от адаптирующей яркости, согласно эффекту Стивенса.

Подобно хантовскому эффекту, эффект Стивенса был обнаружен в результате классических психофизических экспериментов (Стивенс и Стивенс, 1963), при которых наблюдателей просили установить величину субъективной яркости стимулов в различных условиях адаптации. Результаты экспериментов продемонстрировали степенную зависимость между субъективной яркостью и измеренной яркостью стимулов (данную зависимость в психофизике часто именуют степенным законом Стивенса). График данной зависимости будет степенным в линейных координатах, но превращается в прямую линию в координатах логарифмических (наклон прямой равен степени функции).

Набор типичных графиков с логарифмическими осями, полученный в экспериментах Стивенса и Стивенса (1963), показан на рис. 6.10: линии демонстрируют усредненные относительные величины субъективной яркости как функцию от относительной яркости стимула (при четырех различных уровнях адаптации наблюдателя). По графикам видно, что наклон прямых (соответственно и степень функции) растет по мере роста адаптирующей яркости стимула.

^ Эффект Стивенса выражается в том, что по мере роста фотометрической яркости (сложных стимулов. - Прим. пер.) темные стимулы воспринимаются еще более темными, а светлые - еще более светлыми.

На первый взгляд, результаты противоречивы, но на самом деле таковы.

Эффект Стивенса можно наблюдать при показе одного и того же изображения при низком и высоком уровнях фотометрической яркости. Особенно наглядным явится черно-белое изображение: при низком уровне яркости оно бу дет выглядеть весьма низкоконтрастным - «белые» области не будут восприниматься очень яркими и, что совсем удивительно, - темные области не будут казаться очень темными; если затем это же изображение вынести на яркий свет, то «белые» области будут восприниматься существенно более яркими, а темные - существенно более темными, - то есть визуальный контраст изображения вырастет.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒