Различные эффекты прозрачности помогают убедиться в наличии взаимосвязи между пространственным и хроматическим восприятиями. Один из примеров предлагает Адельсон (1993): на рис. 6.14 (а) показаны два ряда одинако-

Эффект визуального контраста, зависящий от когнитивной интерпретации пространственной структуры стимулов: (а) - два ряда одинаковых серых ромбов; (b) - те же ромбы с измененными уголками, что лишь слегка влияет на восприятие фигур; (с) - те же ромбы, но с небольшим нахлестом на разные фоны, отличие по восприятию опять же минимально; (d) - комбинация уголков и фонов на тех же ромбах: резкое изменение восприятия - ромбы нижнего ряда интерпретируются как светлые объекты, которые частично затенены (или находятся позади некоего фильтра).

Рис. 6.14 Эффект визуального контраста, зависящий от когнитивной интерпретации пространственной структуры стимулов: (а) - два ряда одинаковых серых ромбов; (b) - те же ромбы с измененными уголками, что лишь слегка влияет на восприятие фигур; (с) - те же ромбы, но с небольшим нахлестом на разные фоны, отличие по восприятию опять же минимально; (d) - комбинация уголков и фонов на тех же ромбах: резкое изменение восприятия - ромбы нижнего ряда интерпретируются как светлые объекты, которые частично затенены (или находятся позади некоего фильтра).

вых серых ромбов; на рис. 6.14 (b) к ромбам сделана небольшая добавка из разнотонных уголков: мы видим, что уголки не оказывают никакого (или почти никакого) влияния на восприятие ромбов; на рис. 6.14 (с) те же ромбы частично посажены на различные фоны, но поскольку каждый ромб слегка «наползает» на соседний фон, то разница в восприятии рядов по-прежнему минимальна; однако на рис. 6.14 (d), где ромбы с разнотонными уголками посажены на разнотонные фоны, - налицо явное перцепционное отличие одного ряда ромбов от другого, которое когнитивно интерпретируется как эффект прозрачности (называемый также теневым эффектом).

Такую же демонстрацию можно устроить и в цвете с использованием, к примеру, желтого и синего фонов и уголков. Тогда мы сможем убедиться в том, что на общее восприятие влияет не только пространственное расположение стимулов, но и их когнитивная интерпретация.

Дополнительные психофизические данные, касающиеся пространственной структуры стимулов и их восприятия, можно найти у Логвиненко и Меньшиковой (1994), а также Тайя и коллег (1995). В недавней работе Де-Веерда (1998), обсуждаются различные перцепционные эффекты «заливки», которые, правда, не имеют непосредственного отношения к нашей теме.

Влияние структурных эффектов на цветовое восприятие подтверждает Ше-велл (1993): в его экспериментах к окружениям цветовых стимулов добавлялись простые пространственные структуры. Ученым были получены мощные эффекты, которые невозможно объяснить известными теориями симультанного контраста и адаптации. Результаты, полученные Шевеллом, свидетельствуют о необходимости синхронного учета пространственных и цветовых вариаций стимулов - учета именно в их неразрывной связи друг с другом, но никак не по отдельности.

Сегодня модели цветового восприятия учитывают пространственные вариации стимулов весьма примитивным образом, поэтому есть настоятельная необходимость дальнейшего углубленного исследования данного вопроса, в частности, по направлениям, предложенным Пойрсоном и Ванделлом (1993).

Прочие интересные цветовые эффекты во многом основаны на когнитивной интерпретации структуры и контекста стимулов. Классические эксперименты с т.н. памятными цветами, описанные в большинстве учебников по физиологии восприятия и ощущений, тому яркий пример.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒