УСЛОВИЯ ПРОСМОТРА

В шестой главе мы обсудили ряд феноменов цветового восприятия, требующих расширения базовой колориметрии до уровня «высшей». Нам стало ясно, что на цветовое восприятие стимулов влияет конфигурация поля зрения. В текущей главе мы дадим описания и практические определения компонентов поля зрения, учет которых необходим для создания и развития дееспособных моделей цветового восприятия. Мы также поговорим о колориметрических измерениях этих компонентов.

Еще раз отметим, что эффективное использование моделей цветового восприятия требует четкого определения и высокоточного измерения компонентов наблюдательского поля зрения, поскольку различия в его конфигурациях ведут к различиям в когнитивной интерпретации стимулов и, как следствие, к вариативности цветового восприятия.

В последней части текущей главы будет дано объяснение явлений, возникающих при разных зрительских интерпретациях стимулов. Понимание сути т.н. зрительских интерпретаций (modes of viewing1) поможет понять то, почему физически и внешне идентичные стимулы могут вызывать неодинаковые цветовые ощущения.

Различные определения стандартных условий просмотра, предназначенные для различных отраслей промышленности, тесно связаны со спецификацией полей зрения, используемой в моделях цветового восприятия. Стандартизируя условия просмотра, мы пытаемся минимизировать трудности, связанные с прогнозом цветовых ощущений. Примером такой стандартизации может служить ANSI-стандарт на условия просмотра отпечатков и слайдов (1989).2

7.1 КОНФИГУРАЦИЯ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ

Цветовое восприятие стимула зависит как от самого стимула, так и от других стимулов, соседствующих с первым в пространстве или во времени. Однако темпоральные (временные) эффекты при всей их значимости редко проявляют себя в практике работы с цветом: они не актуальны, когда наблюдатели располагают временем, достаточным для адаптации зрения к условиям наблюдения, а также когда есть гарантия темпоральной неизменности предъявляемых стимулов (разумеется, существует целый ряд недавно появившихся промышленных областей, таких, как цифровое видео, которые рано или поздно приведут нас к углубленному изучению временны х аспектов цветового восприятия).

Пространственная конфигурация поля зрения всегда остается критически важным моментом, но поскольку наши глаза всегда в движении, пространственные и темпоральные эффекты невозможно отделить друг от друга.

Ряд весьма интересных данных, касающихся пространственной конфигурации стимула и его окружения, приводит Абрамов (1992).

Идеальным пространственным представлением поля зрения явилась бы полная спецификация сцены с пространственным разрешением, большим, чем разрешающая способность центральной ямки сетчатки, в котором каждый пиксел был бы представлен полным спектральным распределением энергии. С таким представлением общего поля зрения можно было бы получить всю информацию, необходимую для спецификации цветового восприятия каждого элемента сцены. Однако когнитивный опыт наблюдателя и темпоральные эффекты по-прежнему оставались бы неучтенными.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒