В то же время, нужно быть очень осторожным, когда в процессе репродуцирования резко меняется размер изображений или когда пытаются воспроизвести некий цвет из конкретной сцены в новом визуальном контексте (к примеру, спот-цвета или образец цвета, взятый из изображения).

При рассматривании реальных сцен наблюдатели часто воспринимают цельные объекты как «однородные» стимулы, к примеру, на вопрос «какого цвета этот автомобиль?» большинство наблюдателей даст единичный ответ, даже несмотря на то, что разные участки поверхности машины вызывают разные цветовые ощущения (и при этом в весьма широком диапазоне). Таким образом, стимулом в данном случае является не двухградусное поле, а весь объект1.

Сказанное, как правило, не касается изображений в целом, но относится скорее к составным элементам изображения, на которые его мысленно дробит наблюдатель.

Проксимальное поле

^ Проксимальное поле определено как ближайшее окружение стимула, расширяющее стимул по всем краям и по всем направлениям на 2° углового размера.

Понятие проксимального поля необходимо для моделирования эффектов локального контраста: светлотной или хроматической индукции, оконтурива-ния или смазывания. Отметим, что из ныне действующих моделей только в хантовской (1991) разделяются понятия проксимального поля и фона.

Несмотря на то, что данные о проксимальном поле необходимы для детального моделирования цветового восприятия, его точная спецификация затруднена, к примеру: в изображении проксимальное поле любого элемента будет определено окружающими пикселами, данные о которых вполне доступны (как минимум, в цифровых системах), но их переработка потребует от модели цветового восприятия наличия механизма обсчета каждого пространственного элемента изображения, что весьма непрактично.2 В тех случаях, когда проксимальное поле неизвестно, уместно приравнять его к фону.

Фон

^ Фон определен как окружение стимула, расширяющее стимул (или его проксимальное поле, если таковое известно) по всем краям и по всем направлениям на 10° углового размера .

Спецификация фона крайне необходима для моделирования симультанного контраста. Если наряду с фоном известно и проксимальное поле, то специфика ция последнего может быть использована в сложных моделях цветового восприятия.

В работе с изображениями фон стимула, подобно проксимальному полю, определить сложно: фон данного элемента изображения, как правило, организован соседними областями этого элемента, спецификация которых будет меняться от области к области изображения по мере изменения его общего содержания. Таким образом, высокоточная спецификация фона стимулов в изображениях вновь потребовала бы от модели цветового восприятия наличия механизма поточечного пересчета, что весьма непрактично. Поэтому, как правило, фон объявляют неизменным с некоей средней цветностью и коэффициентом яркости (к примеру, нейтрально-серый с коэффициентом яркости 20%).

Альтернативное определение фона звучит как «область, непосредственно прилегающая к изображению». Однако такое определение приписывает фону большую значимость, нежели она есть на самом деле.


⇐ вернуться назад | | далее ⇒