В статье рассмотрены подходы к созданию наборов цифровых образовательных ресурсов для школьных учебников. Представлена структура набора цифровых образовательных ресурсов к учебникам информатики для 5-7 классов.

В настоящее время на рынке и в свободном доступе в Интернет существует достаточно много различных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР): демонстрационных, информационно-справочных, тренажеров, обучающих, имитационных, моделирующих, контролирующих и др. Некоторые из них очень высокого уровня. Тем не менее, эти продукты достаточно редко используются в реальном учебном процессе, так как: во-первых, подавляющее большинство существующих цифровых образовательных ресурсов не соответствует стандартам, учебникам и учебным программам; во-вторых, нет методических рекомендаций по использованию цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе.

Устранение названных причин возможно за счет создания наборов цифровых образовательных ресурсов, «привязанных» к конкретным учебникам и удовлетворяющих следующим требованиям: 1) в максимальной степени соответствовать нормативным документам федерального уровня, регламентирующим содержание образования (как определяющим задачи модернизации образования, так и действующим в настоящее время), и программам, используемым в большинстве регионов; 2) обеспечивать новое качество образования, ориентироваться на современные формы обучения, высокую интерактивность, усиление учебной самостоятельности школьников; 3) обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений); 4) учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся и существующие различия в их культурном опыте; 5) содержать материалы, ориентированные на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров, видеоряды и т.д.); 6) содержать набор заданий (как обучающего, так и диагностического характера), ориентированных преимущественно на нестандартные способы решения; 7) предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных (в том числе бытовых) проблем на основе знаний и умений, освоенных в рамках данного предмета; 8) обеспечивать организацию учебной деятельности, предполагающую широкое использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности, формы и методы проектной организации образовательного процесса; 9) содержать варианты планирования учебного процесса, которые должны предполагать модульную структуру, позволяющую реализовать согласованное преподавание при делении на предметы, классы и темы.

При этом под цифровыми образовательными ресурсами понимаются представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, ролевые игры, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса по выбранному учебнику.

Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.2