ОЦЕНКА СИСТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ И КВАЛИМЕТРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ С ПОМОЩЬЮ ТЕОРИИ НЕЧЕТКИХ

МНОЖЕСТВ Егорова Т.М.

Самарский государственный технический университет

Аннотация Рассмотрена проблема оценки систем формирования и квалиметрии профессиональных знаний на основе теории нечетких множеств с построением дерева логического вывода и формированием нечетких баз знаний.

За последние годы внедрение компьютерных технологий в образование можно считать логичным и необходимым шагом в развитии современного информационного мира в целом. В тоже время одной из важнейших задач в настоящий момент является задача подготовки и повышения квалификации специалистов различных сфер деятельности. Поскольку качество решения профессиональных задач напрямую зависит от качества сформированных профессиональных знаний специалистов, то требуется их обучать так, чтобы специалисты умели структурировать, применять в соответствии с поставленной целью полученные профессиональные знания.

Однако очень серьезная проблема заключается в том, что в настоящий момент требуется не только создавать программное обеспечение для подготовки и переподготовки специалистов различного профиля, но оценивать качество самих обучающих программ.

Одним из широко применяемых методов получения предварительных знаний о качестве систем является экспертный метод. Однако, результаты общей экспертной оценки сложного комплекса свойств, каким является качество, имеют элементы неопределенности и необоснованности. Поэтому экспертная оценка в целом предварительная, ненасыщенная информационно и только в первом приближении ориентировочно характеризует качество систем формирования и квалиметрии профессиональных знаний. [1]

Подход на основе теории нечетких множеств является, по сути дела, альтернативой общепринятым количественным методам анализа систем. Он имеет три основные отличительные черты: вместо или в дополнение к числовым переменным используются нечеткие величины и так называемые «лингвистические» переменные; простые отношения между переменными описываются с помощью нечетких высказываний; сложные отношения описываются нечеткими алгоритмами. [2]

Особую трудность представляют собой задачи многокритериальной оценки, при этом решить трудности в данном случае возможно с помощью методов теории нечетких множеств. В общем случае при анализе систем формирования и квалиметрии профессиональных знаний неточность возникает:

1. из-за неточности оценки экспертами каждого критерия по каждой категории;

2. из-за невысокой надежности получаемых экспертных данных, поскольку критериев качества много, а каждый критерий необходимо оценить по нескольким категориям;

3. нечеткость в процессе принятия решения о качестве системы после повторного проведения экспертного оценивания системы.

В целом оценка с применением теории нечетких множеств основана на построении дерева логического вывода с учетом частных и интегральных критериев качества. Оценка проводится на нескольких уровнях, лингвистические переменные оцениваются нечеткими термами. На основе нечетких термов задаются знания о соотношениях, изображенных на дерева вывода, в виде матриц, т.е. формируются базы знаний, на основе которых можно записать логические уравнения для оценки качества систем.

Применение новых технологий в информатике-стр.119 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.121