При разработке пособия была принята точка зрения на историю как на летопись судеб реальных людей. Людей, триумф или трагедию которых можно ощутить и прочувствовать, только проживая вместе с ними еще раз их жизни, повторяя их имена, вчитываясь снова в написанные ими строки, путешествуя вновь по когда-то хоженым ими местам и вглядываясь в их лица. Именно такой подход к изучению истории роднит ее с литературой, где каждый герой имеет имя, внешность, характер, судьбу. Особую ценность при таком подходе имеет работа не только с архивными документами, но и с художественными произведениями исторического плана, где действуют реальные личности, обретающие вторую жизнь силой художественного замысла автора.

Подобные черты характерны и для кинематографических произведений, когда, опираясь на документы и воспроизводя исторические события в их подлинной обстановке, создатели - авторы и актеры - за счет «визуализации истории» добиваются поразительной убедительности и «проживаемости» зрителем исторических событий. В документальных фильмах, кроме того, интересными бывают авторские комментарии, которые могут служить темой для дискуссий на уроках истории.

Именно по этой причине основное внимание в данном пособии уделяется работе с первоисточниками: историческими документами и живописными произведениями, которые созданы современниками событий с натуры или по живым воспоминаниям. Кроме того, в качестве учебных материалов привлечены произведения художественной литературы, посвященные движению декабристов, и видеоматериалы - отрывки из художественного фильма «Звезда пленительного счастья» и документального проекта Леонида Парфенова «Российская империя».

Обоснование актуальности электронной формы пособия. Очевидно, что такой объем разнообразного по содержанию, структуре, характеру и формам взаимодействия учебного материала очень сложно проработать на уроке без предварительной систематизации. Именно по этой причине нами выбрана мультимедийная форма взаимодействия с отобранным учебным материалом - в виде электронного учебного модуля (пособия). В этом случае время урока может использоваться наиболее эффективно - за счет реализации базовых принципов применения информационно-коммуникационных технологий на уроке: интерактивности, наглядности, разнообразия и разумной повторяемости.

Наличие «Главного меню», управляющих кнопок, гиперссылок и нумерации слайдов существенно облегчает навигацию по пособию и возможность оперативного поиска нужного материала. Вызов предварительно подготовленных («нарезанных» на необходимые по длительности эпизоды) аудио- и видеоматериалов осуществляется непосредственно из электронного «тела» модуля с помощью управляющих кнопок. Возможность просмотра больших по объему текстовых материалов реализуется с помощью «полосы прокрутки», причем учитель может использовать текстовое поле как интерактивную доску. В пособие включена также интерактивная таблица, в ячейки которой можно вводить ответы непосредственно с клавиатуры. В разделе «Проверочные задания» проверка правильности ответов осуществляется с привлечением «всплывающих подсказок» и «флажков», вводимых в соответствующие поля.

Применение новых технологий в информатике-стр.162 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.164