Основой для разработки элективных курсов может стать история развития физической науки. Рассмотрим содержание одного из разделов элективного курса «Эксперимент в истории развития физической науки» - Электродинамика.

Цель курса - знакомство с историей открытия физических законов и явлений в области электродинамики. Задачи курса: развитие интереса к изучению физической науки, развитие интеллектуальных и экспериментальных умений в области физического эксперимента, развитие творческих способностей. При проведении элективного курса учащиеся приобретают следующие умения: наблюдение и изучение физических явлений, выдвижение гипотезы, планирование и проведение натурного и виртуального экспериментов, оформление результатов эксперимента наиболее рациональным способом, формулировка вывода по результатам эксперимента, решение задач по данной теме, написание рефератов, докладов.

Программа курса включает в себя теоретический и практический этапы изучения нового материала. Ниже приведено тематическое планирование одного из разделов курса -Электродинамика. Программа курса разработана в соответствии с классификацией Г. М. Голина [1].

Занятие 1. Вопросы истории развития электротехники. Опыты и исследования по созданию новых экспериментальных средств и методов, новых материалов, техническому использованию открытых явлений: Опыт О. Герике (1660 г.) - первая электростатическая машина. Задания: устные доклады «Отто Герике» и «Изобретение электростатической машины», демонстрационный эксперимент «Существование явления электризации тел».

Занятие 2-3. История открытия законов электродинамики. Опыты, позволившие установить свойства и закономерности, открытых ранее явлений: опыт Ш. Кулона (1787г.) -определение силы электростатического взаимодействия, опыт А. Ампера (1820г.) -взаимодействие электрических токов, опыт Г. Ома (1826 г.) - закон, связывающий характеристики электрической цепи, опыт М. Фарадея (1833г.) -открытие законов электролиза, опыты Д. Джоуля (1841г.) и Э. Ленца (1842г.) - установление теплового действия тока (Закон Джоуля-Ленца). Задания: устные доклады, самостоятельная работа с материалами по истории постановки опытов, отчеты о самостоятельной работе, решение задач по данной теме, лабораторные работы по доказательству справедливости выполнения закона Кулона, закона Ома и законов Фарадея, видеодемонстрация явления взаимодействия электрических токов и факта существования теплового действия тока.

Занятие 4. Вопросы истории развития электротехники. Опыты и исследования по созданию новых экспериментальных средств и методов, новых материалов, техническому использованию открытых явлений: опыт М. Фарадея (1833 г.) - изобретение вольтметра. Задания: устные доклады, слайд-фильм «Вольтметр», демонстрационный эксперимент « Демонстрация принципа действия прибора».

Занятие 5. Экспериментальное доказательство существования магнитного поля и явления электромагнитной индукции. Опыты, благодаря которым было положено начало новым разделам физики: опыт Х. Эрстеда (1819 г.) - отклонение магнитной стрелки вблизи проводника с током, опыт М. Фарадея (1831 г.) - электромагнитная индукция. Задания: оформление настенной экспозиции «Х. Эрстед и его научная деятельность», демонстрационный эксперимент «Демонстрация факта существования магнитного поля вокруг проводника с током», модельный компьютерный эксперимент «Существование явления электромагнитной индукции».

Применение новых технологий в информатике-стр.209 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.211