Понятие является одной из важнейших форм мышления и, следовательно, важнейшим из информационных элементов интеллектуальных информационных систем.

В соответствии с семантическими подходами 1-го рода понятие раскрывается через содержание, связанное с объектом, именуемым термином (семантический треугольник Фреге 1-го рода: термин-содержание-объект). Основное назначение семантического треугольника 1-го рода: дать четкое определение исследуемого объекта через оптимальный набор его существенных признаков.

Работа интеллектуальной информационной системы 1-го рода строится по образу и подобию действий при решении задач (дано-решение-ответ) когнитолог-эксперт-пользователь, соответственно. На первом этапе когнитолог и эксперт предметной области знаний определяют оптимальное количество параметров и их ограничения, относительно которых вырабатываются правила. На втором этапе эксперт наделяет терминами классы возможных объектов, связывая их с конкретными содержаниями. На третьем этапе пользователь, при введении значений предлагаемых ему параметров, получает названия соответствующих объектов и их определение.

В соответствии с семантическими подходами 2-го рода определяется объем понятия через содержание, позволяющее различать указанные объекты (семантический треугольник Фреге 2-го рода: термин-содержание-объем).

Интеллектуальная информационная система 2-го рода служит для определения или оценки количественных показателей.

Таким образом, интеллектуальные информационные системы 1-го и 2-го рода основаны на логических приемах анализа, сравнения и аналогии.

С другой стороны, понятие конструируется логическими приемами синтеза и обобщения, обратными по направлению рассуждений анализу, сравнению и аналогии. Здесь кроется множество логических ловушек вследствие закона коммутативности. Допустим, один из исследователей, абстрагируя существенные признаки А и В некоторых объектов, делает выводы синтеза или обобщения. Другой исследователь, абстрагируя эти же существенные признаки, но в обратном порядке (В и А), будет получать другие выводы синтеза или обобщения, отличающиеся как по качественным, так и по количественным характеристикам.

Подобным образом один программист может составить алгоритм формирования качественных и количественных сообщений синтеза или обобщения, абстрагируя существенные признаки А и В некоторых объектов, которые будут иметь различия по результатам другого алгоритма второго программиста, абстрагирующего существенные признаки В и А этих же объектов. Эти моменты необходимо учитывать в информационных системах. В противном случае, обрабатывая одни и те же данные, конечный пользователь будет получать совершенно разные результаты синтеза или обобщения.

Литература 1. Яйлеткан А. А. Обобщение и систематизация основ математической логики. Научнометодологические исследования с точки зрения новых информационных технологий. Тюмень: ТОГИРРО, 2002 - 373 с.

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ СРЕДЫ «КМ-ШКОЛА» ДЛЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Яковлева Е.А.

Применение новых технологий в информатике-стр.243 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.245