(МГТУ ГА)

Аннотация Предлагается адаптивная экспертная система для распознавания особенностей личности ребёнка и его окружения при использовании психологической диагностики детей по рисуночным тестам. Компьютеризация тестирования и интерпретации результатов позволит проводить дистанционное тестирование, а также создавать, хранить и анализировать базу данных результатов.

Разрабатывается математическая модель для распознавания особенностей личности ребёнка и его окружения (семья, школа и т.д.) при использовании психологического рисуночного тестирования.

Исходно при моделировании психики ребёнка, она рассматривается как «чёрный ящик». Для исследования свойств «чёрного ящика» предполагается использовать адаптивную (обучающуюся) экспертную систему. Предлагаемая экспертная система должна включать:

• входной блок, для подачи внешних сигналов (рисунков детей);

• блок формирования информативных признаков (особенностей) рисунков для решения задачи распознования;

• психологическую базу знаний по рисуночному тестированию;

• блок принятия решений;

• редактор базы знаний;

• выходное устройство.

Основной метод для принятия решений - это адаптивный анализ результатов рисуночного тестирования для выработки комплекса решающих правил в условиях распознавания нечётких множеств и использования аппарата нечёткой логики. Для обучения системы и формирования решающего правила необходимо использовать репрезентативную выборку детей с заведомо известными результатами тестирования и степенью принадлежности к одному из выбранных нечётких множеств классификации особенностей личности ребёнка и его окружения.

В процессе обучения экспертной системы вырабатываются информативные признаки анализируемых детских рисунков и их сочетания для увеличения достоверности классификации. Таким образом, на обучающей выборке стоится решающее правило, обеспечивающее максимально возможную достоверность.

После этапа обучения и настройки экспертной системы проводится эксперимент на случайной репрезентативной выборке детей, анализируются результаты тестирования, оценивается достоверность экспертизы (путём сравнения с результатами работы детского психолога), и производится окончательная настройка системы для практического применения в автоматическом режиме.

Компьютеризация тестирования и интерпретации результатов позволит проводить дистанционное тестирование, а также создавать, сохранять и анализировать результаты тестирования и проводить мониторинг развития психики ребёнка в тесной связи со средой его обитания.

Литература 1. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2001

2. Дилео Джон. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. - М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002

3. Аблин А.Н., Качалов С.В. Экспертная система «Дар»: структура, назначение и взаимодействие отдельных блоков. Материалы XI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании» 2000г., Троицк.

Применение новых технологий в информатике-стр.296 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.298