Литература 1. Cattell, J. McK. Mental tests and measurements. Mind., 1890, 15, 373-380.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (АРМЫ «ДИРЕКТОР» И «ЗАВУЧ» ИИП «КМ-ШКОЛА»)

Пинская Е.О.

Центр медиаобразования г. Тольятти Сегодня уже никто не обсуждает вопрос, имеет ли смысл применять компьютер при анализе результатов образовательного процесса. Ответ очевиден, тем не менее, до сих пор актуален вопрос о том, чем именно и как может помочь компьютер при анализе. Тот, кто использует компьютер для оформления результатов анализа, тоже, не кривя душой, заявляет, что информационные технологии он применяет. Каков вопрос - таков ответ! Но если видишь, что компьютер применяется лишь как инструмент оформления, всякий раз задумываешься: понимают ли люди, что лишают себя мощного помощника. Все равно, что, имея современную стиральную машину-автомат, использовать ее в качестве элегантной тумбочки и стирать руками (потому что, якобы, только это гарантирует безупречный результат!). Поэтому, перефразируя всем известный рекламный слоган, скажу так: «Вы еще не получаете от компьютера реальной помощи? Тогда мы идем к вам!». С чем? С предложением обратить свое внимание на информационные технологии применительно к анализу результатов образовательной деятельности. Варианты использования ИТ для анализа могут быть разнообразными.

В процессе анализа результатов образовательного процесса можно только приветствовать использование традиционных (т.н. офисных) программных средств. К примеру, использование процедуры Поиска решений в MS Excel, входящем в пакет MS Office, даёт возможность расширить подбор параметров для решения сложных аналитических задач. Это позволяет без закупки дополнительных программ сделать сложные математически подсчеты, на основании которых сделать убедительные выводы, осуществить поиск оптимального решения выявленных проблем. Современные офисные средства позволяют сделать многое, в том числе - в рамках аналитических глубоко освоить табличный процессор Excel.

Другой путь автоматизации функций педагогического анализа - использование специализированных программных средств экспертного типа. Самая большая сложность здесь заключается в том, что выбор таких средств - из-за крайне сложной задачи - на рынке практически отсутствует, да и любое ПО экспертного типа требует приложения немалых интеллектуальных затрат со стороны пользователя, желающего получить адекватный итог от работы с компьютером. Но тогда имеет ли смысл искать и покупать специализированные программные продукты экспертного типа, если все равно невозможно освободиться от черновой работы?! - Наше мнение: имеет! По той причине, что машина, в отличие от человека, готова к проведению многофакторного анализа, может сопоставлять одновременно ряд условий и при этом существенно повысить степень достоверности расчетов (защита от ошибок). Хотелось бы при этом уточнить, что не всякое программное средство способно решить любую вашу задачу. Ведь следует понимать, что разработчик в силу ряда причин заложил в программу конкретные методы математической статистики, адекватные отдельным педагогическим задачам.

Применение новых технологий в информатике-стр.325 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.327