Для оценки развития процессов информатизации школы в проекте ИСО используется специально разработанный инструмент (К-модель) [1]. Этот инструмент может использоваться как для определения приоритетных направлений развития в ходе подготовки программы информатизации образовательного учреждения, так и для оценки эффективности крупномасштабных образовательных проектов. В докладе рассмотрены результаты оценки состояния информатизации образовательных учреждений в регионах проекта ИСО, которые получены на основе К-модели.

В 2006 году в школах семи российских регионов, которые участвуют в реализации проекта ИСО, было проведено анкетирование для оценки их положения в пространстве информатизации [2]. Были рассмотрены шесть сфер информатизации школы:

1. Организация разработки и реализация процессов информатизации образовательного учреждения: наличие/отсутствие ресурсов развития ОУ, наличие/отсутствие систематических процедур поиска этих ресурсов, интерес к разработке и реализации соответствующих программ, 2. Развитие процессов учения и обучения: использование средств ИКТ учителями и учащимися, расширение диапазона используемых средств наглядности, опора учебной программы школы на новые педагогические технологии, автоматизация управления образовательными ресурсами, развитие коммуникаций, навыков выполнения работы с использование Интернет и т.п.,

3. Повышение квалификации персонала, включая освоение цифровых образовательных ресурсов, использование средств e-learning и т.п.

4. Автоматизация решения задач управления школой.

5. Развитие ИКТ насыщенной образовательной среды 6. Техническая поддержка оборудования, программных средств, работников школы.

Собранные данные были обработаны и на их основе с помощью факторного анализа были выделены семь параметров, которые образуют пространство информатизации образовательных учреждений:

1. Использование вариативных форм учебной работы с поддержкой ИКТ,

2. Развитие цифровой образовательной среды, 3. Организационное обеспечение процессов информатизации школы, 4. Доступность в школе аппаратных средств ИКТ,

5. Использование ИКТ для решения задач управления школой, 6. Педагогическая ИКТ компетентность работников школы, 7. Использование Интернет в учебной работе, Кластеризация школ в пространстве параметров показала, что школы разбиваются на 24 группы. Дальнейшая содержательная интерпретация этих групп позволила уменьшить это число до двенадцати. Анализ результатов кластерного анализа по факторным средним позволил выделить и описать типичное состояние информатизации школы 2006г. Типичная школа выборки насчитывает около 300 учащихся, 25 учителей и 3-х администраторов. Ответственность за информатизацию школы возлагается на учителя информатики.

В типичной школе есть около десятка электронных учебников и энциклопедий, которые используются в ходе изучения информатики, а также изредка применяются в других видах учебной работы. Новые педагогические технологии и проектные методики практически не используются. Школа не имеет доступа к Интернет (или может иметь доступ к Интернет через низкоскоростной телефонный модем). Интернет, если и используется, то почти исключительно на уроках информатики.

Применение новых технологий в информатике-стр.331 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.333