Рязанский государственный университет (РГУ) им. С.А. Есенина Аннотация Учитель информатики должен уметь управлять современной методической системой обучения. У него должны быть не только знания и умения в областях: науки информатики, теории и методики обучения информатике, педагогике, психологии, других смежных науках на уровне, соответствующем ступени обучения информатике, но и умения быстро и эффективно пополнять свои знания, организовать на их основе личностно ориентированное обучение.

Современный этап развития российского и мирового образования характеризуется сменой образовательной парадигмы. В настоящее время во многих странах мира осознали необходимость реформирования национальных систем образования. Стратегическое направление этого процесса лежит на пути решения проблемы личностно ориентированного образования, в котором личность ученика, студента становится центром учебного процесса.

Характерный для личностно ориентированной парадигмы образования переход от триады обучение-воспитание-развитие к триаде развитие-воспитание-обучение, нашел отражение в современной концепции непрерывного курса информатики (А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина и др.), основанной на органичном совмещении системного, информационного и деятельностного подхода. Наличие деятельностного компонента содержания курса (т. е. включение в обязательный минимум содержания обучения специально отобранных способов деятельности и ключевых компетенций, которыми необходимо овладеть ученику) позволяет в процессе учебной деятельности формировать и развивать личность. Одной из важных особенностей непрерывного курса информатики является и его модульность. Она позволяет учитывать неоднородность всей современной общеобразовательной подготовки, модифицировать курс путем введения элементов новых модулей и переходом на новый уровень внутри уже имеющихся модулей. Курс обеспечивает учет уровня умственного развития учащихся по Ж. Пиаже, дифференциацию содержания обучения для разных ступеней обучения, преемственность образования в области информатики на основе совместимости основных объектов изучения и аспектов их изучения, понятийного аппарата, что способствует реализации личностно ориентированного обучения.

От педагогов, реализующих личностно ориентированное обучение, требуется внимательное отношение к ученикам, доверие к ним, привлечение к планированию уроков, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания обучения, игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогическое общения и т.д.

Учитель информатики должен перейти от обучения преимущественно информационного характера к формированию личности, умеющей ориентироваться и принимать обоснованные решения в условиях современной информационной среды, владеющей приемами творческой деятельности и способной не только усваивать готовое знание, но и генерировать новое. Он должен уметь организовать обучение так, чтобы обучаемый воспринимал его, прежде всего, как самообучение, саморазвитие, самоактуализацию. Учитель должен овладеть методикой преподавания, направленной на осознанное усвоение обучаемыми совокупности знаний и овладение важнейшими в области информатики видами деятельности, главным результатом которой должно стать формирование таких ценных качеств личности: как активность, самостоятельность, убежденность, направленность на достижение результата, способность принятия рациональных решений.

Применение новых технологий в информатике-стр.339 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.341