- С. 86-90.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНИКАМ Балыкина Е.Н. (elena@balykina.info,balykina@bsu.by)

Голета О.А. (uchebny@tut.by)

Белорусский государственный университет (БГУ), г. Минск Аннотация В работе описываются индивидуально-психологические особенности обучаемых, которые необходимо учитывать в электронных учебниках (ЭУ). Приводится пример такого ЭУ и результаты опроса студентов университета.

Начало XXI в. ознаменовалось массовым производством программных продуктов образовательного характера и их высокой востребованностью. От кустарной индивидуальной разработки осуществлен скачек к изданию электронной учебной продукции и использованию ее в вузовских и школьных медиатеках, на образовательных порталах. Разрабатывается большое количество электронных учебников с высококачественной гипермедийной формой представления учебной информации, растет массовое производство учебных компакт дисков, разрабатываются web-ориентированные обучающие системы, ядром которых является электронный учебник. Произошла смена поколений электронных учебников - от ЭУ на гипертексте к ЭУ, а) реализующему гипермедийную форму и форму виртуальной реальности представления данных по определенной методике, опирающихся на педагогическую теорию, б) учитывающему психофизиологические данные обучаемых, в) с разнообразными задачами и заданиями исходя из таксономии целей, г) с развитым анализатором ответов обучаемых (словесных, формульных, образных, речевых) на основе искусственного интеллекта и базой статистических данных обучения и др.

ЭУ должен учитывать индивидуально-психологические особенности обучаемых:

• основные свойства внимания (высокую-низкую концентрацию, (не) устойчивость, широкий-узкий объем, хорошее-ограниченное распределение, переключение);

• тип нервной системы (сильный-слабый, уравновешенный-неуравновешенный, подвижный-ригидный) и, соответственно, типы темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик);

• вид восприятия (зрительный, слуховой, осязательный);

• особенности (тип, объем) памяти (тип - визуальный, аудиальный, кинестетический - ведущей сенсорной системы памяти, малый-средний-высокий объем кратковременной памяти);

• собенности мышления (степень развитости логического - вербально-логического, «левополушарного» - и образного - «правополушарного» - типов мышления) и, в целом, интеллект;

• мотивацию к изучаемому предмету, формировать и поддерживать ее высокий уровень при индивидуальном подходе помогает учет степени экстраверсии (потенциальные интроверты, амбиверты, потенциальные экстраверты, экстраверты);

• мотивацию к данному виду деятельности (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий);

• уровень тревожности (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий).

В Белорусском государственном университете созданы ЭУ, учитывающие кроме уровня знаний, вид восприятия, особенности памяти, мышления и уровень тревожности.

Применение новых технологий в информатике-стр.373 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.375