Во избежание подобных рисков предлагается использовать для разработки компьютерных тестов современные методы программной инженерии. Применение объектно-ориентированной технологии позволит создать набор универсальных расширяемых моделей системы, использование которых, в свою очередь значительно упростит дальнейший процесс разработки ПСКЗ и позволит учесть новые требования, которые возникнут в процессе эксплуатации системы. В качестве инструмента автоматизации визуального моделирования выбрано CASE-средство IBM Rational Rose, основанное на стандартизованном объектно-ориентированном языке Unified Modeling Language (UML).

При создании больших систем, таких как ПСКЗ, одним из главных вопросов, который приходится решать, является проблема сложности разработки. Один из подходов к разрешению подобной проблемы заключается в группировке различных элементов системы в компоненты более высокого уровня - пакеты. При проектировании ПСКЗ механизм пакетов был использован для создания диаграммы пакетов, которая, по сути, явилась одной из форм диаграммы классов. На диаграмме пакетов были изображены пакеты классов и зависимости между ними.

Использование пакетов способствовало выделению зависимостей между отдельными подсистемами. После этого была проведена работа по снижению количества таких зависимостей. Минимизация зависимостей позволила снизить воздействие предстоящих в будущем изменений, вносимых разработчиками, с одной стороны и уменьшить усилия для их внесения - с другой. Везде, где это было возможно,, зависимости между подсистемами были организованы таким образом, чтобы воздействия на другие классы осуществлялось только через изменения в интерфейсе. В результате диаграмма пакетов явилась серьезным средством управления общей структурой ПСКЗ.

На стадии формирования требований к ПСКЗ было выполнено проектирование в концептуальном аспекте, результатом которого явилась модель предметной области системы. На диаграмму классов были нанесены атрибуты и операции классов, а также ассоциации - один из основных видов статических связей. Ассоциации отразили ответственность классов. Операции представили процессы, реализуемые классами. Это позволило лучше понять функциональные обязанности и структуру классов, поведение объектов этих классов, объем и границы доступной для них информации.

Для представления статической структуры модели ПСКЗ в терминологии классов объектно-ориентированного программирования была использована диаграмма классов. На ней были отражены структурные аспекты системы, взаимосвязи между отдельными сущностями предметной области, такими как объекты и подсистемы, а также описана их внутренняя структура и типы отношений. Диаграмма классов позволила увидеть и спланировать структуру ПСКЗ еще до непосредственного написания кода. Моделирование происходило на уровне программного обеспечения ПСКЗ, но при этом был затронут лишь набор видимых извне операций для каждого класса (интерфейсы классов), а не программная реализация.

Сведений, содержащихся на диаграммах классов и диаграммах взаимодействия достаточно для создания на их основе базовых определений и методов классов. Полученные результаты позволят преобразовать рабочие продукты проектирования в исходный программный код для последующей реализации на объектно-ориентированном языке, т. е. перейти к созданию модели реализации [2].

Применение новых технологий в информатике-стр.394 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.396