Бесспорен тот факт, что человек с инвалидностью нуждается в особой образовательной среде. В такой, в которой он бы получил не только знания, умения и навыки необходимые ему в дальнейшей жизни, в ходе трудовой деятельности и т.д., но еще и опыт социализации, опыт адекватного отношения к нему окружающих (сверстников, педагогов и пр.). Немаловажным остается факт отношения родителей, но еще более актуальным представляется отношение, при том адекватное - педагога. В том случае, если родители сделали все возможное для того, чтобы ребенок с инвалидностью получал образование в массовой школе, необходимо, чтобы педагоги совместно с психологами и родителями создали такие условия обучения, чтобы ребенок не только получал образование, но и получил его.

Когда речь идет о детях и родителях - все предельно понятно, но наш опыт показывает, что зачастую возникают ситуации, когда уже взрослый человек решает получить знания. В такой ситуации помощь психолога педагогу необходима.

Преимущества нашего века в том, что мы имеем в наличии такой мощный образовательный инструмент как компьютер, который может выступить для человека с ограниченными возможностями (повторимся, взрослого человека) не только как средство для получения образования, но еще и как средство для проживания опыта адекватного взаимодействия со средой.

В этой связи хотелось бы поделиться опытом применения компьютера в достижении психолого-педагогических, и в конечном итоге психотерапевтических, целей. В начале отметим особенности образовательной среды в организационном ракурсе: учащиеся занимаются по двое с педагогом в присутствии психолога, в аудитории создана спокойная, не критичная атмосфера без акцента на заболевание, но при этом в помещении присутствуют и другие люди (некоторые преподаватели, студенты). Таким образом, образовательное пространство было организованно так, что присутствовали и тем, или иным образом участвовали в процессе самые разные люди.

Задания сконструированы таким образом, что нацеливают ученика на самостоятельный поиск ответа, расширение зоны ближайшего разыскивания правильного решения, постановку дополнительных условий. При этом поддерживается успешное решение учебной задачи, и уровень сложности задач постепенно усложняется. В таких условиях можно говорить о достижении педагогической цели посредством программированного обучения.

Психологические задачи (в том числе и терапевтические) решаются посредством двух методов:

1. погружение ученика в среду, в которой он наиболее полно имеет возможность контактировать с различными людьми. Самый интересный, на наш взгляд, факт в этом - это то, что ученики обращались за помощью по текущим вопросам к студентам, присутствующим в этот момент в аудитории чаще, чем к преподавателю или психологу.

2. терапевтический метод, используемый в контексте опосредованного общения ученика и психолога. Эффекты получаемые в ходе использования данного метода разнообразны. Например, ученики получают опыт адекватного восприятия окружающими, учатся сознательно контролировать агрессивные импульсы, получают навыки самостоятельного решения текущих задач и т.д.

Применение новых технологий в информатике-стр.437 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.439