Только оперативное изучение школьников позволяет обоснованно индивидуализировать учебные задания.

На наш взгляд, наиболее полно выделены особенности школьников, определяющие их учебную деятельность, а также предложены критерии их оценки сотрудниками лаборатории НИИ школы Минпроса РСФСР под руководством Ю.К.Бабанского (предложена программа изучения учебных возможностей школьников и метод «педагогического консилиума»).

Но без освоения диагностических методик все разговоры учителей о дифференциации и индивидуализации обучения, об определении индивидуальной траектории развития ребенка, об адаптивном, компенсирующем обучении и реабилитации становятся не более, чем разговорами с претензией на научность [1].

Таким образом, для осуществления дифференцированного обучения необходимо использование диагностических методик. Эффективным диагностическим средством может стать специальным образом спроектированная компьютерная система. Именно при накоплении, хранение и обработке данных наиболее полно реализуются преимущества компьютерного варианта. Ведь данные сами по себе - не более чем набор цифр. Самое главное - представить не цифры, а их интерпретацию, их значение, в форме, востребованной учителями, психологами, администрацией школы. Для решения этой задачи необходим достаточно сложный математический аппарат.

В работах Д.Ш. Матроса, Д.М. Полева, Н.Н. Мельниковой [2] теоретически обосновано построение образовательного мониторинга для учащихся с 5 по 11 класса. Данные теоретические положения доведены до практической компьютерной реализации. Мы же будем в дальнейшем опираться на данные, полученные с помощью компьютерной программы «Психолого-педагогический мониторинг».В результате проведения диагностических психологических тестов, мы получаем очень большой массив результатов.

При организации дифференцированного обучения, за точку отсчета будем брать данные по интеллектуальному блоку психологического тестирования. Эти результаты характеризуют потенциальные возможности ребенка в учебе. Представим результаты психологического мониторинга в виде условных стандартных оценок: низкая, средняя, высокая.

На следующем этапе мы должны будем соотнести данные психологического мониторинга с педагогической успешностью учеников (оценки школьной успеваемости, оценки педагогических тестов) - аналог обученности (рис.1).

Соотнесение данных психологического мониторинга и педагогической успешностью

Рис. 1 Соотнесение данных психологического мониторинга и педагогической успешностью

Таким образом, мы получаем три подгруппы, работу в которых будем строить в зависимости от учебного материала и детальных психологических характеристиках учащихся.

Дадим обобщенные рекомендации при работе для каждой подгруппы.

Творческая подгруппа. Поддержание учебной мотивации учащихся; развитие устойчивого интереса к предмету; формирование новых способов действий, умений решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи, творческие задания. В качестве заданий будут использоваться задания уровня «А» - из вспомогательной учебной литературы.

Применение новых технологий в информатике-стр.440 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.442