ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПЕРЕСТАНОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАФА Самсонова Л.Н. (sln-2004@mail.ru)

Муниципальное образовательное учреждение «Лицей №15» (МОУ «Лицей №15»), г. Саров Аннотация Задачи перестановки, предлагаемые на уроках информатики, имеют наиболее рациональный алгоритм решения, если использовать ГРАФЫ. Перестановка на основе графа представляет собой увлекательный и доступный для понимания детей 10-12 лет процесс. Представлен фрагмент урока - часть авторской разработки по теме: «Координаты клетки. Графы. Решение задач перестановки с помощью графа».

Алгоритмическое, а также образное и логическое мышление определяет современного человека. Умение планировать, помогает в разработке алгоритмов для решения самых разнообразных задач. Поэтому, одной из целей обучения «Теоретической информатике» в 56 классах, является формирование у детей алгоритмический тип мышления. Однако, при составлении алгоритмов, учащиеся сталкиваются с проблемой неоднозначности решения. Задают вопросы: Какой алгоритм считать правильным? Наиболее рациональным? Задачи перестановки, предлагаемые учащимся на уроках информатики, РНЗ (Решение нестандартных задач), в качестве олимпиадных по математике, имеют наиболее рациональный алгоритм решения, если использовать ГРАФЫ. Перестановка на основе графа представляет собой увлекательный и доступный для понимания детей 10-12 лет процесс.

Рассмотрим в качестве примера, решение задачи перестановки для знакомого исполнителя «Конюх» из ПМК Роботландия с использованием графа.

Фрагмент урока: На доске модель задачи «Переставь коней»

Учитель: Обозначим клетки цифрами 1, 2, 3.. .и.т.д. Что это будет в графе?

Учащиеся: Вершины (рис.1в)

Учитель: Укажем все возможные пути перемещения. В какие клетки мы можем попасть из 1-ой клетки?

Учащиеся: в 6-ую и в 8-ую. (рис.2а) и. т. д.

Учитель: Рисуем граф. (рис.2б) Упростим изображение:

1-6 - 7 -2 - 9 - 4 - 3 - 8

Модель графа готова. Фишки поместить на граф.

Учитель: Ребята, как надо двигаться, чтобы выполнить перестановку? Принимаю ответы, выбираю наиболее разумные решения, приглашаю к доске помочь 3-х учащихся. Объясняю, что надо делать: Первый учащийся выполняет алгоритм на графе; второй учащийся дублирует действия на шахматной доске; третьей учащийся записывает алгоритм перестановки. Всех остальных прошу записать алгоритм перестановки в тетрадь. Алгоритм: 1->8, 7->6, 3->4, 9->2, 8->3, 6->1, 4->9, 2->7, 1->8, 3->4, 7->6, 9->2, 6->1, 2->7, 8->3, 4->9 . Учитель: Алгоритм перестановки у нас есть. Не забудьте, что “Конюх” работает с координатами! Давайте попробуем реализовать этот алгоритм за компьютерами.

Применение новых технологий в информатике-стр.443 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.445