Обучение взрослого человека имеет ряд особенностей. Противоречия между социальным и возрастным статусом и статусом ученика; необходимость контакта с другим, возможно более молодым человеком, выступающим в роли учителя; восприятие себя как состоявшегося профессионала, компетентного в своей области и признание своей некомпетентности в другой области, составляющей предмет обучения - все это также может быть источником возникновения барьеров, сильно затрудняющих процесс обучения, а иногда делающих его почти невозможным.

Особое место в педагогической психологии занимают исследования, отражающие особенности обучения иностранному языку взрослых. Общим для всех исследований является вывод о том, что взрослый человек как субъект учебной деятельности характеризуется рядом специфических особенностей (параметров), которые в зависимости от контекста обучения могут выступать либо резервами, либо барьерами в обучении. Анализ работ позволил сделать вывод о том, что успешность изучения взрослыми иностранного языка во многом определяется тем, насколько удается предвидеть и диагностировать возможные барьеры обучения. Таким образом, именно психологические барьеры были выделены нами как особенности личности, мешающие эффективности обучению взрослых слушателей иностранному языку.

Проблема психологических барьеров не относятся к числу достаточно изученных проблем в науке и практике. Чаще она изучается в контексте исследуемой проблемы, с четко определенным предметом и субъектом исследования. В целом же, в отечественной педагогической психологии отсутствует четкое определение барьера, неоднозначно определяется природа его возникновения.

Общими в классификации барьеров является то, что ученые выделяют: барьеры когнитивного (низкая способность к обучению вообще и к иностранным языкам в частности), эмоционального (страх, что обучение не даст нужного результата, боязнь насмешек и т.д.), личностного (отсутствие силы воли, заниженная самооценка, нежелание выступать в роли ученика) и мотивационного характера.

Наличие психологических барьеров у взрослого человека может играть как деструктивную роль в процессе обучения, приводящую к остановке или полному прекращению этого процесса, так и конструктивную.

Образовательная система для взрослых слушателей, широко распространенная в настоящее время и реализуемая через программы, носит скорее авторский, альтернативный характер, а не характер системный, научный и методологически обоснованный. Для удовлетворения спроса на такие программы авторами предлагались и предлагаются различные методики обучения иностранному языку. Это и метод «погружения», обучения во сне, аудиокурсы, дистанционное обучение, ассоциативные методы, компьютерные программы и т.д. Но до сих пор не существует единой, эффективной методики обучения взрослых иностранному языку за короткое время. Возможно, решение проблемы - это совместная работа преподавателя и психолога, либо создание обучающих методик, сочетающих в себе преподавание и параллельную психологическую помощь в определении психологических барьеров и успешном преодолении их.

Применение новых технологий в информатике-стр.467 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.469