Тенденции развития современных информационных технологий приводят к постоянному возрастанию сложности информационных систем (ИС), и соответственно содержанию дисциплин их изучения для различных специализаций. В Интернете сегодня происходят определенные трансформации, и поскольку современное информационное общество представляет собою сообщества людей, которым интересны такие изменения, в том числе и в сфере образования, то необходимо разобраться с современным информационным ресурсом. Современные дисциплины в области ИКТ характеризуются сложностью описания, так как включают большое количество функций, процессов, элементов данных, необходимо организовывать сложные взаимосвязи между ними, что требует изучения законов и методик моделирования и анализа данных и процессов. Совокупность тесно взаимодействующих дисциплин в области ИКТ, имеющих свои локальные задачи и цели функционирования, использование нерегламентированных практических и лабораторных компьютерных занятий большого объема, отсутствие методик и стандартов, возможности использования каких-либо типовых проектных решений и прикладных систем; необходимость интеграции существующих прикладных компьютерных систем и вновь разрабатываемых ИКТ-приложений; функционирование в неоднородной информационной среде на нескольких аппаратных платформах разобщенность и разнородность отдельных дисциплин информационно-компьютерного цикла, а также преподавателей по уровню квалификации и сложившимся традициям использования тех или иных инструментальных средств - вот некоторые из причин возникновения проблем подготовки специалистов, использующих средства ИКТ в своей профессиональной деятельности.

Знания в современной информационно-образовательной среде являются одновременно распределенными и локализованными. Большинство образовательных структур продолжают придерживаться традиционного пути обучения, ведомые глобализацией и специализацией. В образовательных проектах и создании мультимедийных обучающих программ ведущие образовательные компании и учебные заведения России стараются эффективно использовать эту ситуацию, как при планировании, так и во время процесса обучения, связанного с информационно-коммукативными технологиями. Без соответствующих бизнес-процессов, стандартов и инструментов эффективное использование и предоставление распределенных и специализированных мультимедийных ресурсов в процессе обучения или повышения квалификации невозможно. Даже наоборот, неэффективное управление информационными ресурсами может значительно увеличить риск для обучающих и сетевых проектов и вообще для активных обучающихся, использующих такой контент для самостоятельного обучения. Существуют проблемы, которые отличны от очевидных культурных барьеров и встают на пути интеграции глобальных ресурсов для образования. Данная статья посвящена проблемам обеспечения образовательного процесса технологиями и обучающим контентом, организованным на основе применения сетевых и мультимедийных ресурсов. Важнейшей задачей информатизации деятельности педагога является обучение преподавательского состава знаниям и навыкам использования информационно-компьютерными средств. Потребность российских предприятий и организаций в новых ИТ-специалистах в 2007 году составляет 175 тыс. человек. В прошлом году вузами было выпущено 29,5 тыс. магистров и специалистов ИТ-профиля, а также 18 тыс. бакалавров, а на обучение по ИТ-специальностям в вузах было зачислено около 70 тыс. человек. В качестве одного из путей преодоления тенденции к нехватке ИТ-специалистов в России можно назвать организацию подготовки специалистов в рамках ИТ-предметов, а также курсов повышения квалификации на базе ведущих Вузов. Большую роль в информатизации деятельности педагога играет становление и развитие идей толерантности для всех участников в ходе совместной деятельности процесса дистанционного образования и развитие ИНТЕРНЕТ-сообществ. Стратегия переподготовки педагога сегодня включает опережающее освоение ресурсов знания и терминологии на разных этапах обучения и повышения квалификации самих преподавателей с помощью активного использования информационного ресурса, его организационных возможностей, что можно рассматривать в качестве базы новых педагогических методологий. Всю историю взаимосвязи компьютерной индустрии и компьютерных наук с развитием образовательной сферой можно представить как историю развития информационно-образовательного контента плюс методики его применения для определенного пользователя. Меняются методики обучения, усложняются задачи, то, что раньше требовало нескольких лет исследования и разработке, сегодня делается в течение несколько дней. В составе информационно-образовательного ресурса накоплена огромная масса типовых решений, типовых библиотек и типовых программ и методик. Создание, развитие и изменение ИКТ-инструментов обучения идет полным ходом. Благодаря быстрой замене и постоянной новизне информационного ресурса, современные методики самообучения играют большую роль в общем прогрессе образования. В мэйнстрим, проникают не только сами методики, но и новейшие концепции и подходы к применению информационного контента. Применения информационного ресурса в образовательной сфере происходит в двух направлениях - через постепенное изменение классицистических методов обучения и через появление абсолютно новых методов обучения и самообучения. На уровне отдельных программ обучения многие из них выглядят понятно для большинства обучающихся, поэтому их проникновение в процесс обучения идет легко. Но и сами образовательные ресурсы впитывают новые идеи образовательного пространства, что характеризуется смешением методологии и парадигм. По мере проникновения информационного ресурса в базовый набор понятий современного образовательной пространства могут сильно меняться и соответствующие направления в «гонке платформ». Например, применение ресурса, называемого «Web 2.0», вызвал к жизни другую клиентскую платформу, отличающуюся от сегодняшних браузеров, в ней которой снято ограничение на клиентский язык, следующий шаг изменения ресурса - разработка платформы, значительно отличной от веба, тогда как браузер изначально был предназначен для просмотра, а не для работы со сложными приложениями. Привлечение ведущих кафедр и наиболее передовых педагогов к этой учебно-методической деятельности, в перспективе позволит вводить в вузовское обучение новые специальности и предметные области, связанные с интенсификацией использования информационных технологий в учебном процессе. Информатизация повышения квалификации, как условие повышения его эффективности -теория, практика, проблемы должны включать развитие информационного ресурса, такого как глобальная информационная сеть Интернет, рассматриваемого в качестве методологической и организационной базы. Для организации мониторинга и современных видов контроля и диагностики учебного процесса введена система штрих-кодов, а также сети с автоматическим добавлением информации -Value Added Networks (VAN), ЛЕНТЫ добавления и анализа Интернет-ресурса и блоггов, где по запросу пользователя к ответу может автоматически добавляться дополнительная информация, объем и содержание которой могут определяться пользователем-педагогом. Наиболее органично можно осуществить работу по новой методологии обучения через организацию постоянно действующих курсов повышения квалификации для ППС ВУЗа. Как пример, можно привести организацию и развитие таких курсов ПК в МГГУ им. М.А.Шолохова. В построении учебных курсов в области информационных технологий для студентов и аспирантов также удалось учесть основные принципы использования распределенного ресурса - профессиональных баз данных и информационных систем, с возможностью доступа по сети и применения в учебной и научной деятельности Университета. Всех тех специалистов, кто использовал компьютерные технологии для повышения качества, надежности и производительности в своей профессиональной работе, разрабатывает новые электронные ресурсы, интенсивно применяет существующий Интернет-ресурс в преподавании различных дисциплин - ждем сообщений на электронный адрес: вуе11апа_Ьо§@Ьо1Ьох. ги

Применение новых технологий в информатике-стр.72 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.74