Качество предоставления услуги (качество услуги, Quality of Service, QoS) - это обобщённый (интегральный) полезный эффект от предоставления услуги, который определяется степенью удовлетворения нужд пользователя этой услуги.

Поскольку пользователь оценивает качество услуг в метрике их свойств, то и критерии качества предоставления услуг должны иметь вид определенных функций и (или) функционалов от показателей свойств услуг. Однако на практике возможными функциональными взаимосвязями между показателями свойств чаще всего в целях упрощения пренебрегают, а в роли критерия качества предоставления какой-либо услуги используют некоторый набор (в частности, упорядоченную последовательность) показателей свойств этой услуги. I? этом случае показатели свойств обычно называются показате лями или параметрами качества предоставления услуги, а критерии качества - обобщенными или интегральными показателями качества предоставления услуги.

Например, интегральный показатель качества предоставления услуги по транспортировке через сеть пакетов в формате протокола /Р, которые переносят голосовой трафик, на практике в большинстве случаев определяют следующим образом. Такие свойства услуги как её обеспеченность и безопасность пользования (см. Рекомендацию МСЭ-Т Е.800) не учитывают. Удобство использования учитывают путем введения такого показателя как интервал отчётности (т.е., периодичность представления покупателю услуги отчетов о текущем состоянии обслуживания). Что касается свойства действенности, то учитывают все три её признака, т.е. вводят показатели доступности, непрерывности и целостности. В результате получают следующие показатели качества предоставления вышеназванной услуги:

1) временной интервал обеспечения параметров обслуживания Г ;

2) коэффициент доступности услуги Кд, т.е. соотношение между суммой промежутков времени, на протяжении которых услуга является доступной для пользования, и временным интервалом обеспечения параметров обслуживания То;

3) максимальная величина задержки голосовых пакетов;

4) максимальная величина вариации задержки голосовых пакетов х ;

5) вероятность того, что на определенном временном интервале будет обеспечена передача пакетов с задержками, которые не превышают определенную максимальную величину задержки голосовых пакетов Р ; з’

6) вероятность того, что на определенном временном интервале будет обеспечена передача пакетов с вариациями задержек, которые не превышают определенную максимальную величину вариации задержки голосовых пакетов Р .

ВЗ

В вышеприведенном примере признак доступности (т.е., свойство услуги быть предоставленным именно тогда, когда в этом существу ет потребность) учтен путем введения таких параметров как Кди 7\ Параметр Tqхарактеризует также и такой признак действенности услуги как непрерывность её предоставления, поскольку значение всех других вышеприведенных показателей качества должны беспрерывно обеспечиваться на протяжении времени 7’. Наконец, последние четыре из вышеуказанных показателей (т.е., х, х , Рди Р ) характеризуют целостность услуги. Поскольку именно они определяют ту допустимую границу в ухудшении качества, которая является приемлемой для пользователя услуги.

Свойства сетевого совершенства | Сети передачи пакетных данных | Качество обслуживания