Любая телекоммуникационная услуга характеризуется набором свойств, которые являются существенными для пользователей. В свою очередь, каждое свойство характеризуется определённым набором показателей этого свойства. Из всего множества показателей свойств услуги в плоскости взаимоотношений между покупателем и продавцом услуги, т.е. на интерфейсе «покупатель услуги - провайдер услуги» (Customer-SP Interface), целесообразно рассматривать подмножество показателей свойств, которые позволяют оценить на количественном уровне качество предоставления услуги. Элементы этого подмножества называют показателями (или определяющими параметрами) качества услуги (QoS). Таким образом, обобщенный (интегральный) показатель качества предоставления услуги (или, коротко, - качество услуги) - это набор функционально связанных между собой или независимых один от другого определяющих параметров качества услуги.

Качество большинства услуг, которые могут предоставляться на сетях пакетной коммутации, обычно рассматривается со статистичес кой точки зрения. Приложения пользователей сетевых услуг большей частью на практике генерируют в сеть пакеты в случайные моменты времени. Поэтому и процессы образования очередей в устройствах буферной памяти портов коммуникационных устройств (в дальнейшем, - буфера) представляют собой случайные процессы. Это приводит к тому, что мгновенные скорости потоков пакетов и их задержки в элементах оборудования пакетной сети также имеют случайный характер. Как следствие, большинство определяющих параметров, которые используются для измерений качества услуг на сетях пакетной коммутации, рассматриваются как статистические.

Например, в качестве показателя скорости потока пакетов при обычных условиях выбирают среднее значение (математическое ожидание) этой скорости. В качестве показателя характера пульсаций трафика выбирают вариации (дисперсии) скорости потока относительно среднего значения. В качестве показателя чувствительности прикладных задач пользователей к задержкам пакетов -вариации задержек относительно средней задержки (которые, иногда ещё, называют джиттером задержек пакетов). Нет смысла измерять задержку любого отдельного пакета или скорость потока на очень малых промежутках времени, близких к времени передачи одного пакета. Более целесообразно измерять качество услуг путем усреднения соответствующих параметров на протяжении предварительно обусловленных промежутков времени.

Качество обслуживания | Сети передачи пакетных данных | Уровни качества услуги