С цель'ю технического обеспечения системы дифференцированного обслуживания с гарантированным сервисом в составе подразделений, обслуживающих СПД общего пользования, как правило, создается и поддерживается в актуальном состоянии служба поддержки качества обслуживания (служба QoS). Основная задача, решаемая этой службой, заключаются в обеспечении приоритезации разных классов потоков с пакетными данными, циркулирующих в каналах сети. Важно, при этом, обеспечить приоритетность обслуживания для одного или нескольких потоков протокольных блоков данных (в частности, пакетов IP) с одновременной возможностью удовлетворительной передачи других потоков. Кроме того, данная служба призвана решать задачи выделения необходимой полосы пропускания для циркулирующих потоков данных, управления величинами задержек и вариаций задержек пакетов, а также уменьшения процента потерь пакетов во время передачи данных.

Базовая архитектура службы поддержки качества представлена на рисунке 5.1, где отображены три основные её составляющие [7,8]:

1) средства службы поддержки качества услуг на узле сети, которые должны выполнять обработку потоков пакетов, поступающих к узлу, таким образом, чтобы не нарушались условия SLA;

2) протоколы сигнализации службы поддержки качества (т.е., протоколы QoS-сигнализации), с помощью которых осуществляется координация работы сетевых элементов в процессе поддержки заданных уровней услуг при обслуживании «из конца в конец»;

3) средства реализации централизованных функций, поддерживающих принятые правила обеспечения качества обслужива ния (в том числе, функций управления механизмами службы и учета ее ресурсов). Эти функции предназначены для целенаправленного влияния на сетевые элементы с целью рационального распределения ресурсов сети между разными видами трафика согласно условиям сервисных соглашений.

Рисунок 5.1 - Базовая архитектура службы поддержки качества услуг Структура службы поддержки качества имеет распределенный характер, поскольку ее элементы присутствуют практически на всех сетевых устройствах, которые принимают участие в продвижении и обработке пакетов. Координация работы рассредоточенных элементов этой службы осуществляется при помощи средств задействованных протоколов QoS-сигнализации. Кроме того, в службу поддержки качества включаются средства централизованного управления, с помощью которых выполняется согласованное конфигурирование механизмов QoS на каждом отдельном устройстве сети.

Централизованные функции управления службы поддержки качества не являются необходимым элементом архитектуры этой службы, которая приведена на рисунке 5.1. Но на магистральных сетях они широко используются, поскольку позволяют сетевым администраторам задавать необходимые уровни услуг для отдельных пользователей или их приложений, которые зафиксированы в соответствующих SLA. В частности, эти функции позволяют администратору создавать правила, в соответствии с которыми сетевые устройства могут, на основании определённого набора признаков, распознавать отдельные типы трафика и применять к ним определенные функции QoS-сигнализации [9].

Порядок и средства внутрикорпоративного информационного взаимодействия в процессе предоставления услуг | Сети передачи пакетных данных | Средства службы поддержки качества