В процессе обеспечения качества предоставления телекоммуникационных услуг придерживаются следующей классификации параметров качества обслуживания.

Во-первых, множество параметров QoS', которые определяют уровень качества обслуживания, разбивают на три категории параметров:

1) сервис-ориентированные параметры, которые непосредственно связаны с определением качества услуги, т.е. параметры QoS;

2) сете-ориентированные параметры, которые непосредственно связаны с определением уровня сетевого совершенства, т.е. параметры NP;

3) сервис/сетенезависимые параметры, т.е. параметры, которые не связаны с определением качества услуги QoS или уровня сетевого совершенства NP.

Примечание. Помимо параметров качества обслуживания покупателя услуги, по обыкновению, интересуют также параметры функциональности этой услуги (например, допустимая средняя скорость потока пакетов, которая генерируется его приложениями, допустимые пульсации этого потока и т.п.) и, возможно, параметры функци ональности сетевого оборудования (например, предоставленная пропускная способность, ширина полосы канала и т.п.).

Во-вторых, множество видов услуг распределяют на такие два подмножества:

1) дифференцированные услуги, которые ориентированы на обслуживание пользователей с учетом конкретной структуры их требований относительно качества обслуживания;

2) стандартные (иначе, - базовые, агрегированные, массовые) услуги, которые предоставляются путем использования унифицированных механизмов, вмонтированных в сетевое оборудование, и ориентированы на нужды широкой группы пользователей с приблизительно одинаковыми характеристиками требований к качеству обслуживания.

С учётом вышеизложенного, получают классификатор параметров QoS, типичные примеры использования которого приведены в виде таблиц 2.1 и 2.2.

Таблица 2.1 - Пример классификации параметров качества обслуживания QoS' при предоставлении услуги транспортировки пакетов /Р по каналу абонентского DSL-доступа

Вид услуг

Категории параметров обслуживания

сете ориентированные

сервисориентированные

сете/сервиснезависимые

Дифференци рованные

IPER, IPLR, коэффициент готовности оборудования

1РТЭ, 1РЭУ, коэффициент доступности услуги

максимальное время восстановлении, максимальное врет ремонта

стандартные

средние значения IPER, IPLR и коэффициент готовности оборудования

распределение задержек и девиаций задержек между потоками трафика

MTBF. MTTR MTRS

Примечание. Принятые обозначения параметров предоставлены в разделах 8.4 и 8.5.

Таблица 2.2 - Пример классификации параметров качества обслуживания при предоставлении услуги транспортировки ячеек АТМ

Виды услуг

Категории параметров обслуживания

сете- сервис-ориентированные ориентированные

сете/сервиснезависимые

Дифференци рованные

максимальные значения параметров СЕЯ, С1Л, СТО, СВУ

максимальное время восстановления, максимальное время ремонта

Стандартные

усредненные значения параметров СЕЯ, С1Л, СТО, СЭУ

MTTR, MTRS

Примечание. Классификаторы параметров качества обслуживания QoS' отличаются от классификаторов параметров качества услуги QoS двумя дополнительными столбцами: в один дополнительный столбец вносятся данные относительно параметров сетевого совершенства, а в другой - данные относительно сервис/ сете-независимых параметров обслуживания.

Как видно из вышеприведенных таблиц, параметры некоторых услуг считаются одновременно и сервис- и сете-ориентированными. Поэтому такая классификация является в некоторой мере условной.

Общая структура взаимосвязей объектов системы управления качеством обслуживания предоставлена на рисунке 2.1.

Общая структура взаимосвязей объектов системы управления качеством обслуживания

Рис. 2.1 - Общая структура взаимосвязей объектов системы управления качеством обслуживания

Уровни качества обслуживания | Сети передачи пакетных данных | Классы услуг, классы обслуживания, их взаимосвязь - классы услуг