Цель данного раздела - подвести итог изучению функциональной структуры систем типа ERP, подчеркнув при этом главное свойство современных систем управления - интеграцию.

Из предыдущего изложения видно, что ERP как система состоит из большого количества элементов различных уровней. К ним относятся, например, подсистемы, модули, блоки управления, задачи, управленческие процедуры, функции, операции и т. п. Все без исключения базовые системы ERP (BAANIV, R3, Oracle и др.) построены как иерархические структуры, на нижних уровнях которых находятся элементарные действия, выполняемые управленцами.

Интеграция предполагает такое объединение и согласование управленческих функций в ходе процесса управления предприятием, которое направлено на оптимизацию поведения предприятия.

Интеграция проявляется во всех без исключения функциональных и обеспечивающих подсистемах.

Подходы к интеграции в обеспечивающих подсистемах - технического и информационного обеспечения хорошо известны и находят широкое применение ещё до внедрения систем ERP. В подсистеме технического обеспечения - это, прежде всего, создание на предприятиях локальных сетей и неоднородных вычислительных систем, а также обеспечение связей предприятий с внешней средой через глобальные сети передачи данных. В подсистеме информационного обеспечения - это ведение и использование информации в виде баз данных под управлением СУБД. Такой подход обеспечивает хранение каждого данного в единственном экземпляре и его использование многими участниками процесса управления.

Но главное, ради чего создаются на предприятиях автоматизированные системы - это обеспечение функциональной интеграции. Далее кратко описываются основные направления обеспечения функциональной интеграции.

1. Объединение в рамках предприятия систем управления предприятием (ERP), и систем автоматизации проектирования продукции и технологических процессов (CAD/CAM) в интегрированное компьютерное производство (СІМ) (рис. 10.1).

Интеграция системы ERP с объектами и системами, находящимися вне предприятия - рис 10.2.

Рис. 10.1

2. Интеграция системы ERP с объектами и системами, находящимися вне предприятия - рис 10.2.

Интеграция между подсистемами ERP. Она выражается, главным образом, в регламентированном обмене данными между подсистемами ERP. Нередко эти данные инициируют процессы в других подсистемах. Схема интеграции подсистем показана на рис. 10.3.

Рис. 10.2

3. Интеграция между подсистемами ERP. Она выражается, главным образом, в регламентированном обмене данными между подсистемами ERP. Нередко эти данные инициируют процессы в других подсистемах. Схема интеграции подсистем показана на рис. 10.3.

Схема интеграции подсистем АСУП

Рис. 10.3. Схема интеграции подсистем АСУП

4. Гибкость при реализации структур управления в конкретных условиях. При этом состав функций, включаемых в подсистемы конкретной АСУП, может не полностью совпадать с функциональным наполнением подсистем базовой системы. Напомним, что под базовой системой понимается совокупность функций, входящих в состав программного обеспечения, на основе которого строится конкретная система. Это положение иллюстрируется на рис. 10.4.

А, В, С - подсистемы базовой системы.

Рис. 10. 4

А, В, С - подсистемы базовой системы.

АьВьCi - подсистемы реальной АСУП.

5. Ориентация при построении АСУП на управление производственным процессом как единым целым, а не на автоматизацию деятельности отдельных подразделений, занимающихся управлением. При этом возможно несовпадение функционального наполнения подсистем АСУП и функциональных обязанностей в подразделениях - рис. 10.5.

А, В, С - подсистемы, входящие в организационную структуру.

Рис. 10.5

А, В, С - подсистемы, входящие в организационную структуру.

АьВьС! - подсистемы АСУП.

Использование одних и тех же функций, требуемых для подготовки различных управленческих решений, встречается довольно часто, например, проверка уровня запасов на складе выполняется как при поступлении внешнего заказа, так и при формировании производственного заказа или заказа на приобретение.

6. Интеграция (комплексирование) в одном решении нескольких разнородных ресурсов. Особенно это проявляется на верхних уровнях планирования, При этом выбор состава ресурсов - за управленцем (рис. 10.6).

Интеграция управления всеми стадиями жизненного цикла изделия (рис. 10.7).

Рис. 10. 6

7. Интеграция управления всеми стадиями жизненного цикла изделия (рис. 10.7).

Интеграция управления всеми стадиями производства.

Рис. 10. 7

8. Интеграция управления всеми стадиями производства.

Интеграция управления между всеми процессами преобразования ресурсов в продукцию.

Рис. 10.8

9. Интеграция управления между всеми процессами преобразования ресурсов в продукцию.

Ю.Интеграция функций управления в виде структуры, включающей функции планирования, учёта, контроля, регулирования, анализа (рис. 10.10).

Рис. 10.9

Ю.Интеграция функций управления в виде структуры, включающей функции планирования, учёта, контроля, регулирования, анализа (рис. 10.10).

Все перечисленные способы интеграции в различной степени влияют на эффективность системы управления. Но, проявляясь в реальных системах, они позволяют строить сложные функциональные структуры управления. Эти структуры состоят из большого количества связанных между собой функций управления. Разрывы интеграционных связей, выпадение необходимых функциональностей или их слабая реализация снижают эффективность управления, поскольку создают в ней «узкие места», «тупики», приводят к решению задач на основе неточной и/или неполной информации, снижают качество решении и т. п. Поэтому при проектировании и эксплуатации системы вопросам интеграции должно уделяться первостепенное внимание.

Рис. 10.10

Все перечисленные способы интеграции в различной степени влияют на эффективность системы управления. Но, проявляясь в реальных системах, они позволяют строить сложные функциональные структуры управления. Эти структуры состоят из большого количества связанных между собой функций управления. Разрывы интеграционных связей, выпадение необходимых функциональностей или их слабая реализация снижают эффективность управления, поскольку создают в ней «узкие места», «тупики», приводят к решению задач на основе неточной и/или неполной информации, снижают качество решении и т. п. Поэтому при проектировании и эксплуатации системы вопросам интеграции должно уделяться первостепенное внимание.

Выводы к главе 9. | Система управления предприятием типа ERP | Выводы к главе 10.