В данном курсе не раз уже подчёркивалась необходимость переподготовки персонала для работы в новых условиях. Новизна в работе любого предприятия, создающего у себя систему ERP, появляется уже буквально с первого дня работ в этом направлении.

Цели обучения, принципы построения курсов и другие их характеристики можно проиллюстрировать на примере курсов фирмы Computer Associates. Каталог учебных курсов этой компании включает около 20 направлений, по которым компания производит программные продукты. Среди них -«Consolidated Application System» (Интегрированная прикладная система типа MRPII/ERP). В таблице приводится состав и категории слушателей курсов на момент издания каталога.

КУРС

Длит.

в днях

Категории слушателей

1

2

3

4

5

6

7

8

Расчёты с поставщиками (часть 1)

4

И

Расчёты с поставщиками (часть 2)

2

и

Состав продукции

2

и

И

И

И

Управление затратами

4

и

о

о

Главная книга (Основы)

4

И

Главная книга (Очёты)

3

И

Главная книга (Бюджет)

1

И

Главная книга (Распределение средств)

1

И

Главная книга (Консолидация)

1

И

и

Управление запасами

3

и

Материальные потребности

2

и

и

Г рафик выпуска продукции

3

и

Портфель заказов

4

И

и

Снабжение

4

И

Оперативное управление производством

3

и

О

о

о

Всего дней

41

10

10

5-9

2-5

8-11

4

11-18

4

Символы в таблице: Л - рекомендуемые курсы; О - опциональные курсы.

Категории слушателей:

1. Бухгалтеры.

2. Менеджер по работе с поставщиками.

3. Специалист по управление затратами.

4. Инженерный персонал (конструкторы, технологи).

5. Менеджер по материалам и запасам.

6. Персонал по работе с внешними заказами.

7. Управляющие производством на уровне предприятия.

8. Персонал, отвечающий за снабжение.

Подобные курсы существуют у всех крупных фирм-производителей базовых систем и консалтинговых фирм. Их отличают:

♦ комплексный характер;

♦ модульность;

♦ интенсивность;

♦ дифференциация по категориям пользователей системы;

♦ активное применение технических средств в ходе обучения;

♦ ориентация на активную работу слушателей в ходе обучения.

До 80-х годов включительно АСУП проектировались и внедрялись, в основном, по принципу «сдача под ключ», что приводило к невысокому проценту успешных внедрений Такой подход вообще неприменим для реализации проектов сложных систем типа МИРІІ/ЕБІР. Поэтому с конца 80-х начала 90-х годов начали появляться методики разработки и внедрения программного обеспечения, в основу которых было положены новые принципы:

♦ привлечение пользователей к разработке системы, в том числе и к разработке программного обеспечения;

♦ прототипирование программного обеспечения;

♦ совмещение процесса обучения пользователей базовой системе с созданием прототипа программного обеспечения.

Примером может служить подход, предложенный компанией СА вначале 90-х годов для проектов типа МИРИ/БКР.

Базовая программная система, поставляемая пользователю, построена не в окончательном виде, а представляет собой набор обособленных элементов ( модулей, сессий, транзакций), которые предстоит объединить в определённые структуры в ходе проектирования программного обеспечения АСУП. Конечно, обособленность элементов базовой системы относительна. Например, решение задач учёта возможно только после того, как в системе решена задача планирования.

Одновременно пользователю поставляются средства, позволяющие создавать сценарии типа меню, объединяя в них элементы ПО базовой системы и выполняя их в требуемой последовательности. Такое объединение и даёт в результате программное обеспечение АСУП.

Целью первого этапа работ по созданию АСУП становится создание прототипа ПО. Работы выполняются совместно инструктором от фирмы-поставщика базовой системы и проектантами из числа сотрудников предприятия. Здесь выполняются такие шаги:

1. Определение цели внедрения подсистемы АСУП на основе соответствующего модуля базовой системы и основных требований к ней.

2. Ознакомление проектантов с функциональными возможностями базовой системы и средствами проектирования окончательного варианта ПО АСУП.

3. Создание совместно инструктором и проектантом прототипа, в заданной степени удовлетворяющего требованиям к ПО АСУП.

4. Тестирование прототипа, его обсуждение и доработка.

Прототип ПО АСУП в дальнейшем может использоваться в следующих работах:

♦ обучение более широкого круга персонала;

♦ опытная эксплуатация;

♦ модификация с целью получения окончательного варианта ПО.

Управление созданием системы | Система управления предприятием типа ERP | Проектирование и внедрение полномасштабной системы