Говорят, что любая новая технология становится по-настоящему массовой только тогда, когда появляется возможность пользоваться ею, не понимая, как она "устроена". Например, огромное количество людей смотрит телевизор, не имея ни малейшего представления о том, что такое телевизионный сигнал и как он преобразуется в картинку на экране. Компьютерные технологии в этом смысле, пожалуй, ещё не стали истинно массовыми.

Хотя, конечно, благодаря развитию программного обеспечения, сегодня пользователю компьютера уже не требуется тех знаний, что требовалось ещё несколько лет назад. Тем не менее, согласитесь, что управление компьютером по своей простоте всё-таки ещё уступает нажатию кнопок на телевизионном пульте.

Кроме того, стабильность работы компьютеров всё ещё далека от идеала, особенно в руках неумелого пользователя. А это значит, что углубленные знания всё ещё актуальны. К чему я это всё говорю? К тому, что Web-технология ещё достаточно молода. Совсем недавно заниматься веб-дизайном не-технарю было весьма затруднительно. Нужно было обладать массой технических знаний, проделывать какие-то загадочные пассы, писать таинственные заклинания, чтобы всё это, наконец, заработало.

Информационное пространство было заполнено дискуссиями на тему "кто виноват и что делать", чтобы исчезли поля вокруг страницы, фон таблицы совпал с содержимым, а картинки встали вплотную друг к другу. И чтоб потом это работало и в Ескплорере и в Нетскейпе. О работе в HTML-редакторах, подобных дримвиверу, можно было говорить лишь с большой натяжкой, поскольку код, выдаваемый тогдашними редакторами был не очень высокого качества. Вся эта ловля блох, безусловно, была интересна только настоящим энтузиастам и не располагала, прямо скажем, к производительной профессиональной работе.

Сегодня, безусловно, всё несколько проще. Появились островки стабильности в этом бушующем море новых технологий. Стандарты несколько устаканились, накал браузерных войн ослаб, HTML-редакторы совершенствуются. Поэтому мы начали изучение веб-дизайна не с основ, а с практических вещей. Вы убедились, что можно получить некий продукт веб-дизайнерства, не обладая, так сказать, глубоким знанием технологии.

Тем не менее, от технологии никуда не деться. И, уж извините меня за резкость, то, что достаточно для создания домашней странички Васи Пупкина, то для целеустремленного будущего веб-дизайнера - лишь затравка. Итак, пускай же HTMLи, URLи, CSS-ки и XMLи, наряду с прочими тегами и джава-скриптами войдут в вашу плоть и кровь. И пусть ни один мускул не дрогнет при этом на вашем лице.

Итак, если вы помните, в первых уроках предыдущей главы мы говорили о том, что основа веба - гипертекст - создается при помощи специального языка разметки HTML. Но что значит "язык разметки" - спросите вы. Тут нам опять нужен небольшой исторический экскурс.

В 1969 году человек по имени Чарльз Голдфарб, работавший в компании IBM, занимался созданием системы хранения юридических документов в электронном виде. Он задался вопросом: как, например, получить список заголовков документов или найти документы, написанные конкретным юристом. То есть, с одной стороны, система должна была выдавать цельные документы, с сохранением исходного форматирования, а с другой стороны, документ должен состоять из смысловых кусков: заголовок, автор, тема и т.д. И тогда родился так называемый GML (Generalized Markup Language - универсальный язык разметки). Этот язык содержал специальные знаки, которые встраивались прямо в текст документа и отмечали, грубо говоря, какая часть текста что обозначает. То есть вводилась мета-информация, по-русски говоря, информация об информации. Расстановка в тексте таких указателей и называется разметкой. Речь идёт исключительно о структурной разметке, позволяющей компьютеру в какой-то степени понять смысл текста.

Что делать с этим пониманием - это уже дело программы. Например, найдя в тексте имя автора, программа может вывести его на экран курсивным начертанием, а может показать биографию автора или список всех его произведений, в зависимости от поставленной перед программой задачи.

В середине 80-х, продолжая идеи GML, был создан SGML - стандартный универсальный язык разметки, который успешно используется до сих пор. SGML не является сам по себе инструментом разметки текстов. Он лишь закрепляет общие правила создания таких инструментов. А разработка конкретных языков (так называемых SGML-приложений) состоит в определении синтаксиса создаваемого языка, т.е. фактически в определении набора элементов, на которые может быть разделен текст.

Понятно, что для книгоиздателей нужен один язык, в котором фигурируют такие элементы, как книга, автор, название и т.д., а, допустим, для сантехников

- совсем другой, описывающий фитинги, вентили, прокладки и фановые трубы. HTML как раз и является одним из SGML-приложений, предназначенным для разметки гипертекста во всемирной паутине.

Как вы помните, гипертекст - это нелинейный текст, по которому читатель может перемещаться произвольным образом, и главный элемент гипертекста - это гиперссылка. Идея такого текста не нова: всегда было очевидно, что, если художественные произведения, имеющие определенную композицию, предполагают последовательное восприятие, то документы, научные труды и т. п. удобнее читать, перемещаясь от одного интересующего нас фрагмента к другому. Ещё в папирусах и глиняных табличках, датированных 3000 годом до н. э. были обнаружены перекрестные указания на другие работы.

А в начале второго тысячелетия н. э. в печатных изданиях Библии использовались различные наборы пометок, отсылающих человека к схожим по тематике разделам. Для этого была разработана система адресации внутри священных текстов: каждая из книг Библии делится на главы, главы - на стихи, а стихи состоят из отдельных фраз. Такая структура значительно облегчала подготовку цитат и комментариев.

Итак, В 1990 году Тим Бернерс-Ли разработал в составе совей системы язык гипертекстовой разметки ИТМЬ и, естественно, он находился в полном согласии с идеологией SGML, т.е. размечал только структуру документа. Визуальное же отображение было исключительно на совести браузеров. Если браузер отображал заголовок так-то, то автор документа никак не мог на это повлиять.

Развитием языка занимался специально Созданный в 1994 году Консорциум WorldWide Web. Имея в то время, по преимуществу, академический состав, консорциум подходил к развитию языка и утверждению новых стандартов очень основательно. В 1995 году началась работа над 3 версией HTML, где, наконец, должны были появиться мощные инструменты работы с отображением информации.

В соответствии с идеологией SGML оформление гипертекстовых документов должно было храниться в отдельных "таблицах стилей", где описывались правила отображения всех элементов документа. Дизайнер мог бы редактировать эти правила, не трогая сам документ, который по-прежнему содержал бы исключительно структурную разметку. То есть оформление содержания отделялось от самого содержания. Такое разделение имеет очень большое значение и глубокий философский смысл, что-то из области связи

предмета с его наименованием. Но, не углубляясь в лингвистические дебри, отметим, что: Во-первых, не "засоренное" оформлением содержание гораздо лучше поддается компьютерной обработке, поскольку оформление - это нечто из человеческой сферы. А во-вторых, мы можем прилаживать разное оформление к одному и тому же содержанию, в зависимости от ситуации. Один и тот же документ может быть показан на экране, распечатан на бумаге, прочитан вслух и так далее. При этом правила, так сказать, его материализации будут совершенно разные.

Но пока консорциум работал над этой замечательной идеей (которая, в конце концов, была реализована, но несколько позже), Web распространялся со скоростью пожара. Началась и его коммерциализация. Появился браузер Netscape Navigator, в котором, для привлечения пользователей, был поддержан ряд элементов, не имевших никакого отношения к структуре, зато позволявших управлять внешним видом документа.

Эти новшества были восприняты далекими от науки пользователями "на ура", популярность браузера стала расти, а с выходом на браузерный рынок в конце 95 года корпорации Microsoft со своим Internet Explorer'ом разгорелась настоящая браузерная война, когда каждый производитель, стремясь обойти конкурента, добавлял в свой браузер разные фирменные фишки, типа бегущей строки или мигающего текста.

Всё это грозило закончиться появлением двух абсолютно несовместимых версий HTML и вообще было весьма далеко от первоначальной идеи гипертекста. В конце концов, проект HTML3 был заморожен и выпущен стандарт HTML 3.2, который, фактически, зафиксировал современное состояние браузеров, более-менее приведя в порядок появившиеся к тому времени новшества.

В 1997 году появился стандарт HTML 4, который унаследовал большинство недостатков своих предшественников, но во многом шагнул вперед. В частности, в нем, наконец-то были поддержаны таблицы стилей, позволившие аккуратному веб-дизайнеру более-менее приблизиться к светлой идее разделения оформления и содержания.

По всей видимости, HTML исчерпал возможности своего развития. На смену ему потихонечку движется язык XML, свободный от родовых болезней своего предшественника. Но об этом мы поговорим позже. HTML всё ещё остается главным инструментом веб-дизайнера, а актуальность свою он потеряет и вовсе не скоро, поскольку миллиарды созданных за эти годы HTML-страниц в ближайшее время никуда не денутся.

Создание простого web-сайта | TeachPro WEB-дизайн | То собой представляют html-файлы