В процессе работы над проектами у учащихся повышается мотивация учения и формируются составляющие умения учения. Здесь можно выделить две группы действий: рефлексивные действия и поисковые действия.

Рефлексивные действия необходимы, чтобы осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний, и чтобы ответить на вопрос самоучения: чему учиться?

Поисковые действия необходимы для ответа на вопрос самообучения: как научиться? При этом можно выделить три позиции:

• самостоятельно изобрести способ действия;

• самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле (книги, справочники, Интернет и т.д.);

• запросить недостающую информацию у учителя, у специалиста.

Из всего вышеизложенного вытекает, что проект может быть рассмотрен как форма деятельности учащегося, направленная на формирование и развитие самостоятельности.

Осмысляя свой опыт по развитию самостоятельной учебной деятельности учащихся, я убедился, что учебно-проектная деятельность позволяет сформировать устойчивую потребность в саморазвитии, создать условия для осуществления довузовской общей и профильно-ориентированной подготовки, способствует росту различных видов компетентностей: предметной, социальной, коммуникативной.

Я убежден, что большое значение для развития мотивационной сферы личности имеет исследовательский характер проектной деятельности старшеклассников.

В течение 10 лет я реализую концепцию проектных технологий в школе. Первые проекты мы с ребятами делали на РС-286, используя матричный принтер и ксерокс.

Сегодня техника высокого уровня дает возможность моим учащимся создавать мультимедийные проекты, которые становятся призерами различных конкурсов и научноисследовательских конференций. Например, «300 лет Санкт-Петербургу», «Андрей Тарковский», «Диалог Власти с Народом», «Школа будущего», «Фрейм: современная молодежная культура», «Жизнь и творчество Л.С.Термена», «Нет наркотикам» и многие другие.

Ощущение значимости результатов деятельности, возникающее в работе над проектом, влечет ощущение собственной значимости, влияет на самосознание личности: повышает самоуважение, самооценку, уровень притязаний, а это, в свою очередь, во многом определяет успешность учащегося в будущей профессиональной деятельности. Так, 74% учащихся, ответивших на вопросы предложенной нами анкеты, стали выше оценивать свои возможности и способности по окончании работы над своими проектами, 26% говорили о недовольстве собой, некоторые из них добавляли, что следующий проект постараются выполнить «гораздо лучше и качественней».

Благодаря проектной деятельности учащиеся стали более свободно ориентироваться в информационном пространстве, в этом им помогли посещения библиотек, работа с различными словарями, документами и научной литературой, использование новых компьютерных технологий, Интернета, целенаправленный просмотр видеоматериалов и т. д.

Беседы с выпускниками нашей школы, показывают, что опыт проектной деятельности позволяет осуществить более легкий переход из школы в вуз, быстрее адаптироваться к требованиям вузовской подготовки специалистов, основным из которых является требование высокой степени самостоятельности в приобретении знаний. Выпускники отмечают, что в отличие от студентов, не имеющих опыта работы над проектами, им легче готовиться к сессии и сдавать экзамены, писать рефераты и курсовые работы, а также выступать на семинарах перед аудиторией, осуществлять научную деятельность.

Применение новых технологий в информатике-стр.117 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.119